Особенности управления персоналом зависят от типа хозяйствующего субъекта.
Хозяйствующий субъект — это лицо, которое самостоятельно организует свою хозяйственную деятельность и несёт полную ответственность за риск, возникающий от его деятельности.
Виды хозяйствующих субъектов:
- Индивидуальные предприниматели.
2. Юридические лица (организации).
(БЕСЕДА ОБ ИХ ОТЛИЧИЯХ)
Виды хозяйствующих субъектов.
1. С точки зрения наличия официальной регистрации: официальные и неофициальные.
Неофициальные — человек или группа людей, осуществляющих хозяйственную деятельность без государственной регистрации.
Официальные — человек или группа людей, прошедшие государственную регистрацию и на законных основаниях осуществляющий хозяйственную деятельность.
2. С точки зрения цели деятельности: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие — созданы для получения прибыли.
Некоммерческие — созданы для выполнения каких-либо функций, финансируемых за счёт спонсоров или государственного бюджета, не ставят целью получение прибыли.
|
|
3. С точки зрения права собственности: частные, государственные, муниципальные.
Частные – это компании, которые принадлежат частным лицам (гражданам или организациям).
Государственные – принадлежат государству и финансируются из государственного бюджета).
Муниципальные – принадлежат местным властям (город, село) и финансируются за счёт средств местного бюджета.
4. С точки зрения размеров: микропредприятия (до 15 человек), малые (до 100 человек), средние (от 101 до 250 человек) и крупные (свыше 250 человек).
5. В зависимости от отрасли производства: производственные (производят какую-либо продукцию), перерабатывающие (перерабатывают с/х продукцию или полезные ископаемые), торговые, добывающие, сельскохозяйственные, финансовые (банки, фонды, страховые организации), образовательные, научные, здравоохранение и т.п.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
КАДРОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ.
В конце 20 века управление персоналом стало видом профессиональной деятельности. Это связано с поиском новых ресурсов предприятия в конкурентной борьбе. Необходимо стало наиболее полно использовать кадровый потенциал фирмы.
При небольшом количестве персонала директор кадровую работу сам держит под контролем, а кадровое делопроизводство ведёт либо бухгалтер или секретарь. Часто в этой ситуации управление персоналом носит стихийный характер.
В крупных компаниях появляется специалист по управлению персоналом, а в более крупной служба по управлению персоналом. Оптимальная пропорция наличия кадровых специалистов 1 на 100 человек работников.
|
|
Итак в крупной компании управлением персоналом занимаются все уровни руководителей + кадровая служба.
Топ- менеджеры решает вопросы стратегического порядка:
1. Осуществляет руководство кадровой службой;
2. Формирует кадровую политику;
3. Определяет пути её реализации;
4. Даёт задания по решению кадровых вопросов;
5. Контролирует выполнение своих заданий.
Мидл- и фронт- менеджеры, а также прочие специалисты участвуют в управлении персоналом в рамках своей компетенции. В основном их работа носит оперативный характер. Также они участвуют в отборе персонала и обеспечивают условия для высокопроизводительного труда в соответствии со способностями работника.
Кадровая служба участвует во всех вопросах, касающихся управлением персонала. Постоянно поддерживает контакт с линейными менеджерами и руководством компании. Она подчиняется директору предприятия.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.
Вопросы управления персоналом в РФ регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция РФ, в которой закреплено право человека на труд и другие права и свободы человека ст.37;
- Трудовой кодекс РФ;
- ФЗ «О труде и занятости населения» (оговаривает вопросы безработицы и трудоустройства);
- Налоговый кодекс РФ глава «Страховые взносы»;
- Нормативные акты регионального и местного значения, касающиеся труда и занятости населения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
ОСНОВНЫЕ КАДРОВЫЕ ДОКУМЕТЫ.
- Трудовой договор.
Трудовой договор – это соглашение работодателя и работника, регулирующее их взаимоотношения.
Может быть заключён на неопределённый срок, либо заключаться на определённый срок не более 5 лет (срочный). Если по окончанию срочного договора ни одна из сторон не выразит желания расторгнуть договор, договор считается пролонгированным.
Трудовой договор вступает в силу после подписания обоими сторонами.
При заключении трудового договора работник предъявляет работодателю: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учёта, документы об образовании.
Трудовой договор оформляется в 2 экземплярах: один работнику, один работодателю.
Также на предприятии оформляется и ведётся следующая кадровая документация: личные дела на каждого из работников, листок учёта кадров, трудовые книжки, анкеты, характеристики и т.д.
- Трудовая книжка
Трудовая книжка - основной документ, содержащий информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Работа по совместительству вносится в трудовую книжку по желанию работника.
В трудовую книжку вносятся данные о:
1) дата приёма на работу и должность;
2) о переводах на другую работу или должность;
3) награждениях и поощрениях;
2) дата прекращения трудовых отношений.
Сведения о взыскания в трудовую книжку не вносятся, исключение если мера взыскания – увольнение.