Переходные процессы и особенности современной российской экономики

Дистанционное

Обучение

ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ

ВЗИПП

МГЗИПП

МГТА

МГУТУ


ГУМАНИТАС

HUMANITAS

 

в семи томах

 

 


Дистанционное

Обучение

 

 

Издание осуществляется

под научной редакцией

доктора педагогических наук,

профессора О.К. Филатова

 

Издательство Московского государственного

Университета технологий и управления


ГУМАНИТАС

HUMANITAS

 

том пятый

книга 2

 

 


Дистанционное

Обучение

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЭКОНОМИКА

 

Авторский коллектив:

Филатов О.К., доктор педагогических наук,

профессор (руководитель);

Ерёмин Ю.В., доктор философских наук, профессор;

Положенцева И.В., кандидат экономических наук, доцент;

Кравченко Н.А., кандидат экономических наук, доцент;

Филатова Л.О., кандидат экономических наук, доцент;

Минаева Е.В., доктор экономических наук, профессор;

Фадеева М.В., доцент;

Гогачёва О.В., старший преподаватель;

Милёхина М.Ю., старший преподаватель

 

 

Москва, 2007



УДК 30

Г 94

 

Гуманитас. Humanitas. Том V, книга 2. Экономическая теория. Экономика. Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во МГУТУ, 2007.

 

ISBN 5-89933-087-2

 

В пятом томе (книге 2) учебно-практической серии «Гуманитас. Humanitas» под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора О.К. Филатова рассматриваются вопросы переходной экономики, вопросы истории экономических учений и истории экономики.

Работа построена по модульному принципу и снабжена обстоятельным учебно-практическим аппаратом: контрольными вопросами, тестами, а также словарём основных понятий.

Пособие предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и «Экономика», аспирантов и всех, кто интересуется экономической проблематикой.

 

 

Рецензенты: доктор экономических наук,
  профессор Новичков В.Н.
  доктор экономических наук,
  профессор Щербаков В.Н.

 

ISBN 5-89933-087-2

 

ÓМосковский государственный институт технологий и управления, 2007

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЭКОНОМИКА

ЧАСТЬ I. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Переходные процессы и особенности современной российской экономики. Содержание и закономерности переходной экономики. Варианты системных реформ и группы стран с переходной экономикой. Специфика переходного процесса в российской экономике.

Экономическая политика в переходной экономике. Роль и функции государственного регулирования экономики. Средства и институты государственного регулирования переходной экономики. Стабилизационная и структурная политика, институциональные преобразования.

Либерализация цен и приватизация собственности. Внутриэкономическая либерализация: «отпуск» цен и введение свободы торговли. Либерализация внешнеэкономических отношений. Изменение структуры собственности в переходной экономике. Приватизация, её особенности в российской переходной экономике.

Государственные и частные предприятия в переходной экономике. Государственный сектор экономики, его масштаб, состав и особенности управления; коммерциализация государственных предприятий. Частные предприятия в переходной экономике: типы организации и управления. Реструктуризация в реальном секторе экономики.

Влияние глобализации на национальную экономику. Глобализация и регионализация. Глобальные проблемы: сущность, виды, динамика. Перспективы международного сотрудничества в решении экологического, сырьевого и продовольственного кризисов. Влияние глобализации на экономику России.

Глава 1. Содержание и закономерности переходной экономики.

Переходные процессы и особенности современной российской экономики

Содержание и закономерности переходной экономики

Переходная экономика представляет собой специфическое состояние общества и промежуточный этап в эволюции экономики, когда происходит смена одной исторической ступени развития на другую. Проблема переходной экономики возникала в экономической науке неоднократно. При переходе от феодализма к капитализму (от аграрного к индустриальному обществу), а затем при переходе от капитализма к социализму в общественной и хозяйственной жизни происходили процессы, которые требовали научного осмысления. В современных условиях такая потребность обусловлена, во-первых, «постиндустриальными тенденциями» в развитых капиталистических странах и, во-вторых, в связи с переходными процессами в бывших социалистических странах, вставших на путь формирования рыночной экономики.

Практически с 1917 года, когда возникли две экономические системы – капитализм и социализм, но особенно интенсивно с середины 1960-х годов, когда в сферу научного исследования попадают развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости, возникла компаративистика (Л. Мизес, 1928). Это отрасль экономической науки, предметом которой является сравнительный анализ экономических систем. Компаративный анализ позволил выявить общеэкономические закономерности переходной экономики, они заключаются в следующем.

Неустойчивость экономики предопределена тем, что одновременно сосуществуют как старые, так и новые экономические формы и отношения.

Альтернативный характер развития обусловлен вступлением общества в переходное состояние, в котором не действуют в полной мере экономические связи ни прошлой, ни будущей ступени развития. Это исключает возврат к прежнему этапу.

Новые формы дохода и собственности появляются и начинают функционировать на определенном этапе переходной экономики, например, денежная рента при переходе от феодализма к капитализму, коллективно-долевая собственность на землю в РФ.

Особый характер противоречий переходной экономики связан с тем, что это противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

Историчность переходной экономики обусловлена тем, что она обязательно сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две противоположные позиции.

Первая позиция исходит из того, что социалистическая система была стабильной политически и экономически, начиная с 1930-х годов, то есть более 50 лет, она выдержала проверку в тяжелейших исторических испытаниях – экономической блокаде, Второй мировой войне – и доказала свою способность к развитию. Только неумелая политика перестройки М.Горбачёва привела к её разрушению.

Сторонники второй позиции считают, что командно-административная экономика, как материальный базис социалистической системы, нежизнеспособна, а её недостатки носят системный характер. Существование командной экономики обеспечивалось только за счёт высоких темпов введения дополнительных факторов производства на основе репрессивного политического режима и сознательного поддержания низкого уровня жизни населения. К числу основных внешних причин падения командно-административной экономики ученые экономисты относят: программу перевооружений США, расходы СССР на ведение афганской войны и поражение в ней, падение цен на нефть, повышение уровня жизни в развитых странах.

В целом считается, что социалистическая система, основанная на централизованном управлении и планировании всего народного хозяйства, могла существовать до 2000 года при росте национального дохода около 2% в год. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

социально-экономический кризис в РФ и странах Восточной Европы обусловлен мобилизационным типом развития милитаризованной экономики и трансформационным спадом при переходе к инновационному типу развития;

переходный период является закономерным этапом эволюции тоталитарного общества в гражданское, демократическое, общество, неотъемлемым элементом которого является рыночная система хозяйствования;

социально-экономические отношения тоталитарного общества будут сохраняться в переходной экономике достаточно долго.

Плановая экономика

как исходное состояние переходных процессов

Плановая, или командно-административная, экономика базируется на государственной собственности, централизованном ценообразовании и централизованном же планировании всех сторон хозяйственной деятельности. Банковская система также централизованна, то есть имеет одноуровневую структуру и представляется единым государственным банком. Все это является определяющим для перехода к рыночным отношениям. Важно понимать, что создание рынка – не самоцель, а средство для формирования эффективной экономической системы. Основанием такой системы служат, во-первых, многообразные формы собственности (частной, государственной и смешанной), которые функционируют в рамках регулируемого рынка, во-вторых, свободное ценообра-зование с рядом фиксированных цен и, в-третьих, двухуровневая банковская система. Очевидно, что экономика переходного периода (от командно-административной к рыночной) обязательно содержит черты централизованно управляемой экономики. Назовём наиболее существенные из них.

Сверхмонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, льготных кредитов, налоговых льгот.

Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является военно-промышленный комплекс. ВПК – основной потребитель ресурсов и квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).

Затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.

Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов. Производство ориентировано на максимальное введение ресурсов, а не на их рациональное использование, в том числе и при экспорте.

Низкий жизненный уровень. В РФ (в %) 4 – богатые, 34 – бедные и 62 – малообеспеченные; в США 8 – богатые, 80 – средний класс, 12 – бедные.

Коллективистская психология, которая препятствует преобразованиям.

Очевидно, что переходный период продлится десятилетия, как это было в Германии и Японии после второй мировой войны. Сегодня же необходимо обеспечить эффективное функционирование переходной экономики с целевой установкой создания рыночной экономической системы. Формальное разрушение старой системы не может сразу устранить те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни трех поколений. В силу этого на пути рыночной экономики стоит целый ряд препятствий.

Господство групповых интересов правящей элиты централизованно-управляемой экономики (партийная и государственная бюрократия, директора предприятий вместе с членами семей составляли около 6 млн. человек). С ликвидацией госсобственности элита теряет контроль над экономикой и активно противодействует этому.

Антикапиталистическая ментальность, в которой индивид подчинён государству, должна быть заменена новой экономической психологией на принципах свободы предпринимательства, веры в личные силы, глубокой дифференциации доходов.

Отсутствие доверия к правительству, к власти является серьёзным препятствием либерализации экономики. Оно обусловлено постоянными изменениями экономического курса, несовершенным законодательством, непоследовательным движением с рывками и отступлением назад.

Синдром рыночного социализма предполагает возможность перехода к эффективной экономике без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйствования. Долгое время была популярной идея увеличения налогов как источника всех перераспределительных процессов. При этом упускалось из виду, что рост налога на предпринимателей, то есть на производство, подрывает само производство. Стремление к социальной справедливости нарушает её, приводя к старому распределению государством нищенских доходов.

Мафиозные структуры и коррупция.

Регионализм и сепаратизм, претензии регионов на природные ресурсы. Собственником природных ресурсов может быть территориальное образование, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, политическом и военном отношениях. Иначе регион не может рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию рентной системы налогообложения. Рента с природных ресурсов, равным совладельцем которых является каждый гражданин государственного образования, выступает наиболее естественным источником пенсионных и других социальных выплат.

Группы стран с переходной экономикой

Постсоциалистическую трансформацию переживают Россия, другие страны СНГ, прибалтийские государства и страны Восточной Европы, включая балканские государства. Считают, что для формирования эффективных и устойчивых демократических и рыночных институтов этим странам требуется 10–15 лет. Действительно в наиболее развитых восточноевропейских государствах – Венгрии, Польше и Чехии – весь переходный период занял около 10 лет, и экономическую трансформацию можно считать завершённой. Но в других странах реформы идут гораздо труднее. В России, с учётом обвала экономики в августе 1998 г., экономические реформы растянутся до 2010 года.

Начало переходного периода чаще всего связано с утратой государственной власти коммунистическими партиями, прекращением функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых некоммунистических политических сил.

Смена строя может происходить по-разному. Например, в Венгрии приход к власти некоммунистических сил в 1989 г. был результатом мирных парламентских выборов. В Польше, Чехословакии, Болгарии изменение политического строя в 1989 – 1990 годах сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило мирный характер. В Румынии борьба с прежним режимом вылилась в вооружённое восстание. В нашей стране смена власти в 1991 г. произошла после драматических событий: подавления августовского путча, распада СССР, самороспуска Верховного Совета и вынужденного отказа от власти президента СССР.

Довольно быстро прошёл демонтаж механизмов административно-командной системы, так как в последние годы они находились в глубоком кризисе. Государство утрачивало способность централизованно устанавливать цены и планировать народное хозяйство. Новые экономические институты, вытесняя старые, формировались уже в недрах командно-административной системы на этапе её разложения. Например, в России на рубеже 1980 – 1990-х годов возникли частные предприятия, товарные биржи, валютный рынок и другие структуры рыночного характера.

После смены политического строя те организации, которые осуществляли функции государственного управления экономикой, просто прекращают своё существование. Они распускаются государственной властью или преобразуются в новые органы. Большинство экономических министерств и ведомств существовавшего ранее СССР быстро превратились в коммерческие органы, которые координируют деятельность бывших подчинённых предприятий и продвигают их продукцию на рынке.

Относительная простота преобразования экономических институтов в рыночные структуры не означает быстрого и лёгкого избавления от наследия плановой экономики. Основная трудность состоит в преодолении негативных черт: абсолютное доминирование государства в хозяйственной жизни, монополизм, несбалансированность, преобладание крупных технически устаревших предприятий.

Опыт ведущих стран мира показывает, что высокую эффективность экономики и высокое качество жизни, динамичность развития может обеспечить только функционирование социальной рыночной экономики. При всём разнообразии национальных экономических систем определяющей чертой является активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Это неслучайно. Приоритетная роль государства обусловлена потребностями современного этапа развития человеческой цивилизации, которая предъявляет высокие требования к уровню образования работников, их творческому потенциалу, партнёрству между различными социальными группами и состоянию окружающей среды. Поэтому формирование основ социальной рыночной экономики – конечная цель постсоциалистической трансформации. Именно тогда завершится переходный период.

Варианты системных реформ в переходной экономике

В теории и практике рыночных реформ сложились две концепции.

Градуализм, или эволюционный путь, предполагает медленные, последовательные реформы. Главная роль в формировании рынка отводится государству, которое постепенно заменяет элементы централизованно-управляемой экономики рыночными отношениями. Это позволяет смягчить процесс преобразований, избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

Яркий образец градуализма – реформы в Китае. С начала 1980-х годов в стране удаётся поддерживать высокие темпы развития, примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошёл в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы может догнать ведущие страны Запада. Его опыт настолько удачен, что может служить образцом для постсоциалистических государств.

Китайское руководство крайне прагматично, оно сохраняет государственный контроль, где необходимо, и поощряет рыночные отношения, где возможно. Политическая стабильность, благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешёвой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал. Приток его за годы реформ составил более 300 млрд. долл. Очень удачно создавались свободные экономические зоны в приморских провинциях Китая, где иностранные предприниматели на льготных условиях открывали производства, используя местное сырьё, материалы и рабочую силу.

В тоже время тяжёлая промышленность остаётся государственной. Правительство, постепенно реформируя госпредприятия, например, путём акционирования, не допускает их развала и сохраняет бюджетное финансирование. Предприятия тяжёлой промышленности не станут конкурентоспособными и в обозримом будущем закроются. Однако государство субсидирует их, чтобы не допустить опасных экономических и социальных последствий.

Ценность китайского опыта состоит в том, что проведение реформ удаётся совмещать с быстрыми темпами роста экономики. Добиться этого всегда трудно, так как «переналадка» экономических механизмов обычно ведёт к сбоям во всей системе.

Успех преобразований в Китае связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и деревне. Снятие ограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 1980-х гг. в очень короткие сроки оживило торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство, что дало толчок крупным предпринимательским структурам. Большую роль сыграла коммерциализация государственных предприятий и привлечение иностранного капитала. И, наконец, китайские реформы проводятся в условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность добиться выполнения своих решений.

Стабильность обусловлена, во-первых, отсутствием в Китае движения к политической демократии, когда нет столкновения интересов и мнений, а власть сохраняется за коммунистической партией. Во-вторых, благодаря национальной и культурной однородности общества, Китай не сталкивается с проблемами сепаратизма и противостоянием между Центром и регионами. Эти особенности не позволяют воспроизводить китайский опыт в целом.

«Шоковая терапия», или радикальный переход к рынку, осуществляется через одномоментную либерализацию цен, при этом резко сокращаются государственные расходы и формируется бездефицитный бюджет. Шоковая терапия основана на идеях монетаризма, в соответствии с ними преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Государство возглавляется конкретными людьми, заинтересованными в сохранении своего социального статуса, они не хотят допустить того, чтобы экономика функционировала автономно. Следовательно, обеспечить самоорганизацию рынка может только либерализация экономики.

Опыт переходных экономик подтверждает, что хозяйствующие субъекты в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации, для этого не требуется государ-ственное вмешательство. Вместе с тем с высокой вероятностью могут возникнуть и устойчиво существовать пагубные для экономики институты. Например, преступные сообщества, неэффективные формы производства и торговли. Кроме того, развитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализация должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Финансовая стабилизация

Финансовая стабилизация, согласно монетарной доктрине, представляет главную задачу государства в переходный период, а центральной проблемой становится борьба с инфляцией.

Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии» проводится в рамках жёстких бюджетных ограничений, которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные для социализма. Это приводит к удоро-жанию жизни, в результате население испытывает значительный финансовый гнёт. Но монетаристы считают, что инфляционный период лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую нестабильность на долгие годы.

Наиболее последовательно эта доктрина была реализована в Польше в 1990–1991 годы первым некоммунистическим правительством под руководством Л. Бальцеровича. Польское руководство за два–три года подавило инфляцию. Укрепление финансовой системы, бурное развитие частного сектора и приток иностранных инвестиций позволили Польше всего через четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста.

Почти все постсоциалистические страны руководствовались доктриной шоковой терапии в той или иной степени. В некоторых из них, например, Польше, Чехии, Эстонии, этот опыт был вполне успешен. Выбор в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами.

На начальном этапе переходного периода обычно нет условий для постепенных преобразований, направляемых государством. Объективные негативные последствия перестройки хозяйственной жизни, такие, как избыточная денежная масса, стремительная инфляция и развал экономики, в этот период усугубляются распадом старых органов государственного управления. В результате последовательное осуществление экономического курса становится невозможным. Только немногие страны, которые обеспечивают плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Обобщая опыт реформ можно заключить, что выбор трансформационной концепции во многом зависит от исходного состояния дел в стране. Но при любом варианте реформирования огромное значение имеет сила государственных институтов, то есть способность государства после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов добиваться осуществления выбранной экономической политики. Это справедливо как для градуалистисткой, так и для либеральной концепции. При этом не следует забывать, что сложность проведения «шоковой терапии» заключается в том, что её реализация требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. Отметим, что именно слабость государственного управления в России явилась одной из главных причин неудачного хода реформ, которые первоначально опирались на либеральные принципы.

Анализ эмпирических данных по России и другим странам позволил выделить экономические закономерности переходного периода, типичные для всех постсоциалистических стран.

Приватизация госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур с целью становления многообразных экономических субъектов как основного условия формирования конкурентной среды рыночной экономики.

Высокая инфляция в переходных экономиках вследствие «открытия» подавленной инфляции и либерализации цен. Инфляция подавляется тем быстрее, чем выше последовательность и темпы рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина – с другой).

Трансформационный спад в переходный период обусловлен глубоким кризисом в связи с отсутствия координации между экономическими агентами. Плановые механизмы уже разрушены, а новые ещё слабы или отсутствуют вообще. Проблема усугубляется несбалансированностью плановой экономики: большой товарный дефицит при значительной части избыточной продукции. Кроме того, степень милитаризации была огромной (в СССР – до 70%).

Аграрный кризис и монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение аграрного вопроса, который обостряется во всех постсоциалистических странах.

Кризис государственности в сочетании с криминогенными формами реализации предпринимательских качеств усиливает криминогенную ситуацию в экономике, приводит к слиянию государственных структур и теневого капитала. Это ставит задачу укрепления внутренней и внешней экономической безопасности.

Специфика переходного процесса в российской экономике

В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:

экономическая программа перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);

программа «500 дней» (Явлинский – 1990);

«Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Ва­сильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар – сентябрь-октябрь 1991).

Исходным условием разработки последней программы был тот факт, что с 19 августа 1991 года СССР фактически не существовал. Республики выступали за экономический союз и немедленную политическую независимость. Это было равносильно осуществлению реформ за счёт России. В этой ситуации выход для России был в провозглашении экономи-ческой независимости и проведении самостоятельных реформ. Это был отказ от «русского пути», признание мирового опыта рыночных преобразований, в соответствии с которым первичным звеном стабилизации и реформ является финансовая стабилизация.

Общеэкономическая системная трансформация в России включала:

либерализацию цен, либерализацию внутренней и внешней торговли;

достижение некоторой стабильности в бюджетно-фискальной сфере;

формирование институтов экономической самостоятельности России: эмиссионной, кредитно-денежной, таможенной, бюджетно-фискальной и инвестиционной политики, их правового и институционального обеспечения.

Апробированный в разных странах набор преобразований, усиливающих рыночный характер экономики, позволяет выделить следующие экономические этапы переходной экономики в РФ:

создание политических и институциональных предпосылок (1991);

либерализация экономики (1992);

приватизация (1992–1994);

этап инфляционистской, протекционистской политики (1994–1995);

реструктуризация предприятий, остановка падения произ-водства (1996–1997);

финансовый кризис и его последствия (1998–1999);

выход на траекторию экономического роста (2000 – по настоящее время).

Особо остановимся на наиболее проблемных этапах переходного периода.

Либерализация цен – обязательный и неизбежный этап переходной экономики. Вполне оправдано, что цены на энергоресурсы, коммунальные услуги, транспорт и многое другое не освобождены полностью и по сей день. Неконтролируемый отпуск цен, ранее абсурдно низких, привёл бы к параличу российской экономики и российской жизни. Намеренное отставание темпов роста цены рабочей силы (заработной платы и пенсий) логически увязывается с политикой финансовой стабилизации. Но отказ властей индексировать сбережения населения и финансовые средства предприятий в соответствии с динамикой цен – серьёзная стратегическая ошибка. Многолетние сбережения, накопленные в стране, были конфискованы государством и просто испарились.

«Приватизация по-российски» – наиболее болезненная в экономическом и моральном плане стратегическая ошибка. Она вылилась в ускоренную раздачу государственной (общенародной) собственности лицам, приближённым к власти, директорскому корпусу и предприимчивым авантюристам.

В начале 1992 г. основные фонды российской экономики оценивались примерно в 2 трлн. руб. Во всех кредитных учреждениях страны на тот момент находилось около 600 млрд. руб. – на счетах предприятий и около 300 млрд. руб. – на счетах физических лиц. Этих денег в качестве «стартовых» было достаточно для начала постепенной приватизации «за выкуп», то есть естественным путём.

Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:

административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;

выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин, например, на табак, лекарства, автомобили;

выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учётом инфляции – под отрицательный процент;

проведение «залоговых аукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятия переходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;

передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.

Анархия и тотальный произвол, опасения конфискаций, криминализация, сопровождавшие переход российской экономики к рынку, привели к бегству капиталов из страны. Начиная с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл. притока всех ресурсов из-за рубежа, включая государственную и международную помощь, приходится 3–4 долл. оттока российских средств за границу.

Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).

В период 1992–1999 годов обеспеченность потребностей российской экономики деньгами снизилась в 12 раз. Только 20% хозяйственных операций осуществлялось посредством живых денег, остальные – посредством денежных суррогатов – бартерные сделки, взаимозачёты. По экспертным оценкам 1 руб., не выплаченный из консолидированного бюджета, порождал 6–7 руб. неплатежей по всей цепи экономических отношений: неуплата налогов, невозвращённые кредиты, взаим-ные неплатежи предприятий и так далее. Всеобщий кризис неплатежей почти парализовал российскую экономику вплоть до 1999 г. За это же время в два раза сократился ВВП. Негативную роль сыграло и сверхвысокое налогообложение, которое вытолкнуло до 50% производства «в теневую» экономику.

Сокрушительное действие на экономику оказали две спе-цифические акции. Первая – это строительство с середины 1990-х годов государственной финансовой пирамиды. Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) предназначались для замены денежной эмиссии на менее инфляцион-ный государственный долг. Фактически ГКО создали мощный источник быстрого обогащения владельцев крупных денежных средств. Следствием этого стал уход из реального сектора основной массы потенциальных инвестиций.

Вторая длительная акция – искусственное поддержание курса рубля на неизменном, резко завышенном уровне по отношению к доллару. Десятки миллиардов долларов, занятых у МВФ и других зарубежных источников, были потрачены на поддержание нереального курса. Число российских предприятий и отраслей, задушенных искусственно дешевым импортом, невозможно подсчитать.

Итогом этих акций стал государственный дефолт от 18 августа 1998 г. Ущерб выражается в массовом разорении отечественных фирм, компаний и банков, очередной потере сбережений граждан, во внезапном резком падении доходов населения. Самым существенным и долгосрочным фактором российской экономической действительности стала утрата доверия как населения, так и инвесторов к властям. При потребности страны в производственных инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год, которые покрываются сегодня лишь на 40 %, население продолжает хранить вне банковского оборота не менее 60 млрд. долл. наличных. Уже более десятка лет ежегодно происходит бегство капитала за границу, Россия стала крупнейшим донором финансового капитала.

В этих условиях может вызвать удивление лишь та быстрота, с которой экономика России преодолевает последствия кризиса. Позитивные сдвиги в экономике выражаются в следующем:

ежегодный прирост ВВП на 5–6%;

оживление перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

ликвидация бюджетного дефицита;

более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;

рост валютных резервов страны;

нормализация обслуживания внешнего долга и упреждающие погашения кредитов;

возрождение инвестиционной активности.

Всё это можно считать признаками того, что экономика России прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов. Во-первых, это резкий взлет мировых цен на нефть и газ, что принципиально улучшило бюджетную ситуацию и создало предпосылки для развития связанных отраслей. Во-вторых, положительный эффект обеспечила обвальная (в 4,5 раза) девальвации рубля, она, с одной стороны, ощутимо повысила доходы российских экспортёров, а, с другой стороны, защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции, создав стимулы к развитию.

Улучшение экономической ситуации во многом связано с деятельностью послекризисного правительства Е. Примакова. Отказ от режима валютного управления и проведение расширенной денежной эмиссии создали необходимые предпосылки для скорого преодоления всеобщего кризиса платежей. После дефолта количество денег в обращении увеличилось более чем вдвое, денежная масса в стране выросла до 21–22% ВВП, соотношения квазиденег (включая бартер) и нормальных денег приближается сегодня к соотношению 20: 80.

Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:

далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу; последовательное снижение налогов оказывает позитивное влияние как на производство, так и на совокупный спрос;

повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости;

принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию;

попытки обуздать коррупцию и криминалитет.

Отдельный политический и экономический вопрос огромной важности – возможность возвращения в казну ренты на природные ресурсы и основных доходов спиртового оборота, которые остаются сегодня преимущественно у частных компаний и в совокупности превышают по своим размерам всю современную доходную часть консолидированного бюджета.

Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным ориентиром в движении ресурсов, если основные ценовые пропорции в экономике резко деформированы. В настоящее время активно обсуждается проблема дальнейшего исправления ценовых диспропорций, которые остались от прошлого времени. Сегодня внутренние цены в отдельных секторах не только приблизились, но и превзошли мировые цены. Производители других секторов стремятся «подогнать» свои цены к мировому уровню. Это относится, прежде всего, к таким отраслям с высокой степенью монополизации, как электроэнергетика, газоснабжение, транспорт, коммунальные услуги, связь.

Однако трудно признать в нынешних условиях подобное давление обоснованным. Основной перекос в ценах был за истекшее десятилетие во многом выправлен, и естественные монополии получили всё, что им полагалось. Дальнейший опережающий рост цен на продукцию естественных монополий, а тем более, тотальное приближение их на внутреннем рынке к мировому уровню, чреваты для страны не только новым «разгоном» инфляции, но и многими другими серьезными опасностями как в производственной, так и в социальной сфере.

Рынок и рыночные критерии во многих сферах жизнедеятельности не только страны в целом, но и отдельного человека имеют свои пределы, выход за которые ставит под угрозу саму эту жизнедеятельность. В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровню развитых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночной экономике – цена рабочей силы. Российский труд с учётом его квалификации недооценен в несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции в России составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится на уровне 50–60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. И принципиальные возможности её решения есть даже и при существующем уровне производительности труда.

В современной хозяйственной жизни России отсутствует целостная экономическая система, сбалансированная во всех своих составляющих. Например, нефтедобывающий сектор экономики может развиваться без оглядки на внутренний спрос, он может ориентироваться только лишь на внешнеэкономическую конъюнктуру. Другая важная проблема – инвестиции в реальный сектор экономики практически не связаны со сбережениями населения, в результате, с одной стороны, ограничиваются возможности расширения производства, а, с другой стороны, возможности получения дополнительных доходов для населения. Важнейшей экономической проблемой остаются также различия в уровне и темпах экономического развития в региональном разрезе, которые могут быть весьма значительными.

Социально-экономическая система, которая сложилась к настоящему времени в России, характеризуется высокими административными барьерами, засильем и произволом чиновничества, бюрократия препятствует осуществлению реформ и обеспокоена лишь извлечением административной ренты. Не случайно правительство РФ разрабатывает и внедряет мероприятия по дебюрократизации экономики, хотя пока положительного эффекта они не обеспечили.

Устойчивость институтов или «правил игры» является важнейшим фактором роста. Необходимо укрепить нормативно регулирующие функции государства, поскольку неисполняемость законов и безвластие – одна из главных причин неудовлетворительного функционирования российской экономики. Скудная финансовая основа производственных инвестиций повышает значение мер институционально-организационного характера, которые требуют сравнительно небольших финансовых вложений: реструктуризации предприятий, проведения антимонопольной политики, создания экспортных картелей, защиты малого бизнеса, совершенствования правовых основ корпоративного управления.

Особо важную роль в сбалансированном росте играет промышленная или структурная политика. Её долгосрочную цель составляет структурная перестройка экономики, формирование субъектов рынка, создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств и переход к устойчивому росту.

Острая нехватка частных и государственных капиталов заставляет концентрировать инвестиции на небольшом числе наукоёмких производств, способных выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Для этого необходимо развивать банковскую систему, которая послужит инструментом перераспределения ресурсов на приоритетные, с точки зрения общества, проекты и программы. Промышленную политику надо сочетать с реформами налогово-бюджетной и банковской систем, с использованием кредитно-денежных, валютных и других рычагов.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то в ближайшем обозримом будущем можно ожидать перехода к устойчивому росту. Именно экономической рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате будут обеспечены условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирования накопления человеческого капитала и создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
Дайте определение понятия «переходная экономика». Какие периоды развития хозяйственной жизни общества можно назвать переходными? Какие процессы в настоящее время обуславливают переходный характер экономики? Какие государства можно причислить к группе стран с переходной экономикой? Назовите внутренние и внешние причины краха командно-адми-нистративной (плановой) экономической системы. Раскройте содержание концепции «градуализма». Какая экономическая доктрина лежит в основе «шоковой терапии»? Назовите факторы, определяющие выбор трансформационной концепции. В чём проявляются закономерности развития хозяйственной жизни стран с переходной экономикой? Какие этапы можно выделить в переходной экономике России? Какие первоочередные задачи должны быть решены, чтобы переход к рыночным отношениям был успешно завершён?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Отметьте, какие черты не характерны для переходной экономики: а) неустойчивость экономического развития; б) альтернативный характер развития хозяйственных процессов; в) развитые формы собственности и доходов; г) историчность. 2. Трансформационный спад – это: а) падение напряжения в электросети; б) переход на более низшую ступень экономического развития; в) уменьшение объёма производства, связанное со сменой экономических отношений в обществе; г) уменьшение выпуска продукции в отдельной отрасли. 3. В период 1992–1999 гг. проведение политики финансовой стабилизации в России обеспечило: а) нормализацию инфляционных процессов; б) необходимое количество денежных средств для ведения интенсивной хозяйственной деятельности; в) увеличение притока внутренних и внешних инвестиций в производящие отрасли промышленности; г) создание развитой банковской системы.   4. Экономике в период перехода к рынку присущи такие черты централизованно управляемой экономики: а) сверхмонополизм; б) быстрая реализация проектов конверсии военно-промышленного комплекса; в) эффективная экономическая защиты природных ресурсов; г) низкий жизненный уровень. 5. Приватизация государственной собственности в России обеспечила: а) справедливое распределение национального дохода среди населения; б) создание среднего класса; в) условия для резкого повышения эффективности предприятий частной собственности; г) создание тонкого слоя собственников, которые обладают огромными капиталами. 6. Позитивные сдвиги в экономике России выражаются в следующем: а) прирост ВВП на 5–6% за год; б) ликвидация бюджетного дефицита и нормализация обслуживания внешнего долга; в) существенное оживление наукоёмких производств; г) опережение темпов роста заработной платы и пенсий над темпами инфляции.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: