В переходной экономике

Роль и функции

государственного регулирования экономики

Особенность анализа роли государства в условиях переходной экономики обусловлена особенностями государства в период перехода от централизованно-управляемой экономики к рыночной. В это время, с одной стороны, необходимо стремиться снизить роль государства по сравнению с командно-административным устройством, но с другой – реформирование экономической, политической, социальной, правовой систем можно осуществить только на основе определяющего государственного воздействия. Таким образом, возникает дилемма: снизить или усилить роль государства как субъекта, который определяет правила игры для всех экономических агентов рыночной системы хозяйствования.

В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно важно выработать правила хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Кроме того, так как рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.

В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.

Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:

обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений между работниками и работодателями и их отношения с государством);

ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организует фундаментальные научные исследования, обеспечивает функционирование системы социального обеспечения – образования, медицинского обслуживания, трансфертов);

поддержание нормального развития национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка).

Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:

разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;

демонополизация и поощрение конкуренции;

приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

В течение определенного периода при смене экономических систем государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитых рыночных отношениях выполняют другие хозяйственные агенты, например, мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций. 

Средства и институты

государственного регулирования

Регулирующие функции государство реализует, используя административные и экономические рычаги. В начале переходного периода действовавшая ранее система административно-командных средств управления трансформируется или даже разрушается: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятия получают свободу в отношении установления цен, выбора поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.

Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку может сохранять административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы используются для проведения антимонопольной политики, когда деятельность естественных монополий регулируется государством, включая установление цен на их товары и услуги. В-третьих, административные средства применяются во внешнеэкономической деятельности, например, количественные ограничения и лицензирование для экспорта и импорта.

По мере усиления рыночных механизмов значение административных механизмов ослабевает, возрастает значение кредитно-денежной и фискальной политики и присущих им методов регулирования экономики.

В переходной экономике изменяются институты государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления – министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально – экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты – ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

Сущность и проблемы

макроэкономической стабилизации

Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, на макроэкономическом уровне он проявлялся в следующем:

высокая инфляция, которая подрывает стимулы к производственной деятельности;

трансформационный спад, его глубина зависит от величины накопленных в структуре экономики диспропорций, которые устанавливаются в ходе макроэкономической стабилизации при отмене ограничений платежеспособного спроса;

снижение накоплений и инвестиционной активности, так как они становятся невыгодными при высокой инфляции.

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос, поскольку он – наиболее динамичный компонент макроэкономического равновесия. Регулируя совокупный спрос, можно достаточно быстро обеспечить полную занятость и равновесие в экономике, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления, а в ряде стран – с проблемой недопущения высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы, достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической или финансовой стабилизацией. Её центральный элемент – борьба с инфляцией. Показателем успеха стабили-зационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Чтобы проводить эффективную стабилизационную политику, необходимо понимать специфику инфляции в переходный период, в это время на инфляционные процессы влияют как монетарные, так и немонетарные факторы.

Подходы к финансовой стабилизации

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста объёма продукции реального сектора. Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышению темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. Рост денежной массы влияет на инфляцию не мгновенно, а через определённые промежутки времени – лаги, в течение которых изменения объёмов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используют рост индекса потребительских цен.

Согласно немонетарному подходу в переходной экономике на инфляцию влияют многочисленные факторы, которые находятся за пределами сферы денежного обращения.

Во-первых, структурный фактор, то есть значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики. Эти диспропорции быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или иных товаров и услуг долго подталкивает цены в сторону повышения. Ещё одним проявлением структурного фактора, например, в тяжелой промышленности, для которой характерен длительный производственный цикл, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения спроса и обмена денежной массы. Поэтому даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить неравновесие между спросом и предложением.

Во-вторых, монополистический фактор, который в специфических условиях России усугубляется огромной ролью естественных монополий (топливно-энергетический комплекс, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство).

В-третьих, институциональный фактор – он связывает инфляцию с особенностями правовых и организационных условий функционирования экономических агентов. Действие институционального фактора выражается двояко. С одной стороны, он способствует сохранению государственного субсидирования неконкурентоспособных предприятий и банков, а это неизбежно ведет к росту инфляции. С другой стороны, он предотвращает в начале реформ практику банкротств, поэтому реакция предприятий на сжатие спроса выражается в неплатежах, то есть носит нерыночный характер.

Наличие долгосрочных инфляционных факторов немонетарного характера рождает «фоновую» инфляцию. Её нельзя устранить только сжатием денежной массы. В определённые периоды «фоновая» инфляция принимает подавленную форму неплатежей и долгов государства перед предприятиями и населением.

Сочетание монетарных и немонетарных факторов при высокой роли последних свидетельствует о том, что политика финансовой стабилизации в переходный период не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ.

Инструменты макроэкономической стабилизации:

сокращение, а в лучшем случае – ликвидация дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% от ВВП;

проведение жесткой денежно-кредитной политики, то есть прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции;

установление «монетарного якоря» при осуществлении финансовой стабилизации, то есть установление номинальных значений макроэкономических показателей, которые фиксируются на определенном уровне (обменные курсы для основных валют, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата). Это позволяет снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживать цены на определенном уровне;

сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышения общего уровня цен.

 Структурная политика и её главные направления

Главной задачей структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста выпуска продукции, которая пользуется платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках или служит национальным интересам.

Структурная политика воздействует, прежде всего, на совокупное предложение. При этом различают её прямое и косвенное влияние на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения объема выпуска продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. Решение этой задачи закладывает основы развития реального сектора экономики.

Одним из главных направлений структурной политики в этот период должно стать также формирование финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный сектор экономики. Государство, с одной стороны, может выступать прямым участником инвестиций или гарантом их предоставления, с другой стороны, на основе налогового и денежно-кредитного регулирования создавать условия для получения наибольшей выгоды от инвестиций в объекты реального сектора экономики.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике, такие, как производство потребительских товаров и оказание различных видов услуг: финансовых, информационных, социальных.

В России за годы реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объём производства в тех отраслях, которые ориентируются на государственный спрос, ВПК или бюджетную поддержку, например, в угольной промышленности, сельском хозяйстве.

Структурные сдвиги на макроуровне проявляются в том, что предприятия ограничивают ассортимент наиболее конкурентоспособной продукцией, осваивают выпуск новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнёрами. В результате начинается постепенное оживление производства.

Взаимосвязь стабилизационной

и структурной политики

В переходной экономике стабилизационная и структурная политика тесно взаимосвязаны, они могут усиливать или существенно ослаблять действия друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Напротив, рост бюджетного дефицита ведет к увеличению государственных заимствований и к сокращению финансовых ресурсов, которые могли бы быть использованы в качестве частных инвестиций.

Институциональные преобразования

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает, прежде всего, разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), а также создание новой системы управления народным хозяйством путем замены административных рычагов экономики бюджетными и налоговыми.

Институциональные преобразования выражаются, прежде всего, в разработке законов, которые регулируют деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйст-ва. Рыночное законодательство должно охватывать, по крайней мере, следующие области:

права собственности;

договоры между экономическими агентами, включая их выполнение;

порядок проведения хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации юридических лиц, слияния, поглощения и банкротства);

поддержание конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики, например, приватизация, демонополизация и другие.

Рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на экономические потребности, так в 1990–1991 годах вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями в России были созданы сотни товарных бирж. Не исключено, что появятся структуры с сомнительной социальной эффективностью, вроде «уполномоченных банков», получивших – в нарушение принципов конкуренции – особые выгоды от ведения операций с государственными финансами. Государство должно активно участвовать в этом процессе, обеспечивая формирование только социально целесообразных рыночных институтов. За переходный период в России были созданы основные институты рынка: частная собственность, свобода установления хозяйственных связей, конкуренция.

Особенности рыночных институтов

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они имеют свои характерные черты.

Во-первых, это – институциональная неполнота (лакуна), то есть отсутствие или слабое развитие некоторых важных институтов рынка. Такой лакуной для всех стран с переходной экономикой является фактическое отсутствие рыночного отбора, при котором происходит ликвидации обанкротившихся предприятий. Это нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, это – структурная асимметричность, то есть неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты рынка и в первую очередь рынок факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) – развиты значительно слабее. Формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства как заемщика; становление рынка труда существенно сдерживает низкая мобильность трудовых ресурсов; рынка земли – законодательство о праве собственности на земельные ресурсы.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность способствуют нерыночному поведению экономических агентов: неплатежи, бартер, слабая адаптацию к колебанию спроса.

Задания. Вопросы. Ответы.
Почему роль государственного регулирования в переходной экономике выше, чем в развитом рыночном хозяйстве? В чём заключается особенность государственного регулирования в переходный период? Какие области хозяйственной деятельности в переходный период требуют применения административных средств государственного регулирования? Какие трансформации происходят с институтами государственного регулирования в переходной экономике? Назовите цели, которые преследует стабилизационная политика. Какие существуют подходы к пониманию финансовой стабилизации? Перечислите цели структурной политики. Какие отрасли промышленности должны поддерживаться государством в ходе структурной перестройки? Раскройте содержание понятия «институциональные преобразования». В чём состоят особенности рыночных институтов переходного периода?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. В период переходной экономики для формирования рыночных отношений государство должно обеспечить реализацию следующий функций: а) разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики; б) демонополизация и поощрение конкуренции; в) установление контроля над ценами производителей товаров и услуг; г) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора. 2. Главными средствами макроэкономической стабилизации являются: а) рост доходов населения; б) сокращение дефицита государственного бюджета ниже 5% ВВП; в) рост дефицита государственного бюджета на 1%; г) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов. 3. К институтам государственного регулирования в переходной экономике относятся: а) министерства; б) ведомства по приватизации; в) парламент; г) государство. 4. Объектами воздействия стабилизационной политики являются: а) совокупный спрос; б) совокупное предложение; в) государственный бюджет; г) международная торговля. 5. Стабилизационная политика в переходный период включает: а) политическую стабилизацию; б) стабилизацию кредитно-денеж-ной сферы; в) стабилизацию социальных отношений; г) структурную стабилизацию. 6. Объектами воздействия структурной стабилизации являются: а) совокупный спрос; б) совокупное предложение; в) государственный бюджет; г) международная торговля. 7. Институциональные преобразования выражаются в выработке законов, которые обеспечивают функционирование рыночной среды, но они не затрагивают сферу: а) организационные и правовые формы собственности; б) права человека; в) свобода предпринимательской деятельности; г) создание эффективной конкурентной среды бизнеса.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: