Терроризм появляется как ответная реакция на длительное затягивание решения различных проблем, в том числе, и политических. Фактически терроризм вырастает на основе значимых общественных противоречий.
К террористической борьбе приводит комплекс причин. Это конфликты политического, социального, национального, территориального, религиозного, психологического (мировоззренческого) характера. Современная ситуация показывает, что порой и уголовная преступность приобретает террористические масштабы.
Общий социально-психологический климат в России характеризуется утратой многими гражданами уверенности в своем настоящем положении и перспектив на будущее, разрушением многих идеалов бывшего советского общества, царящей атмосферы насилия, жестокости, культивируемой зачастую средствами массовой информации. На этой благодатной почве произрастают семена преступности, и терроризм обретает масштабы национального бедствия.
Политические условия в не меньшей степени создают почву для разгула терроризма. Среди них следует, прежде всего, отметить потрясение, которое испытало на себе российское общество после развала СССР, и его чудовищные последствия, утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, размытость политической структуры общества, деформацию нравственных устоев, вседозволенность, беззаконие и коррупцию.
|
|
Росту терроризма в России способствуют очень много факторов: деятельность партий, движений, фронтов и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, получившая широкий размах и направленная на дестабилизацию общества; утрата государством контроля над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; переход в криминальные структуры многих профессионалов из Министерства обороны, министерства внутренних дел, федеральной службы безопасности; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект ("Хесболлах", "Братьев-мусульман", "Аум Сенрике" и др.); открытость российских границ и приток на территорию беженцев из стран СНГ и соседних государств (сейчас в России находится около 3,5 млн. мигрантов и сотни тысяч незаконно въехавших в пределы государства иностранцев); негативное влияние средств массовой информации, культивирующих насилие, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий. Сейчас без труда можно найти пособия по изготовлению взрывчатых веществ из подсобных средств, организации взрывов, совершению убийств, насилия.
|
|
Необходимо оговориться, что все эти и ряд других обстоятельств не обязательно имеют "террористический выход". Однако в сочетании с многочисленными этнополитическими, межконфессиональными и другими конфликтами, с постоянно проявляющейся слабостью и беспомощностью властей и многими другими факторами они превращаются в почву, на которой возникновение и развитие терроризма становится весьма вероятным.
Наиболее прочной и труднопреодолимой является мотивационная основа национального и религиозного терроризма, особенно замешанного на религиозно-фундаменталистской основе. Для восточного терроризма (арабского, проиранского, тамильского в Индии и др.) характерны акции террористов - камикадзе. Можно вспомнить, что в результате именно такого террористического акта был убит популярный премьер-министр Индии Раджив Ганди, сын знаменитой Индиры Ганди, также ставшей жертвой сикхских террористов из своей охраны. В курдском движении, например, насчитывается до 500 юношей и девушек-камикадзе, готовых принести себя в жертву во имя независимости Курдистана от турецкого господства.
Отличительными особенностями российского терроризма являются:
- наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и т.д.);
- относительная новизна этого явления для современной России и неготовность правоохранительных сил к эффективному противодействию им;
- различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и субъектов федерации (от национального героя до преступника), что связано с ростом националистических и сепаратистских устремлений местных этноэлит;
- невозможность выделения "чистых" типов терроризма и несовершенство российского законодательства по борьбе с терроризмом.
Опасной тенденцией терроризма в современных условиях является его интеграция с организованной преступностью на фоне общего роста преступности и других негативных явлений. Представляется вполне оправданным сделать вывод о том, что между терроризмом и организованной преступностью существует непосредственная связь. В результате политизации организованной преступности для нее возникает необходимость использовать методы террора для достижения собственных целей. А это ведет к посягательству на безопасность как отдельных наших сограждан, так и общества в целом, государства, представляя реальную угрозу национальным интересам страны.
Все чаще появляются примеры взаимодействия российских террористических групп с подобными организациями на международном уровне (обучение боевиков УНА-УНСО на территории Чечни, участие боевиков турецкой террористической организации "Серые волки" в боевых действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории Чечни и т.п.).
В борьбе с терроризмом следует учитывать, что в ряде его форм, особенно в националистическом и религиозно-фундаменталистском терроризме, существенную роль играют не поддающиеся анализу иррациональные факторы, что существенно затрудняет проблему ранней диагностики, прогнозирования и профилактики террористических актов.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" было обращено внимание правоохранительных органов на назревшую необходимость резкого усиления борьбы с терроризмом в России.
|
|
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом в сегодняшней России важное значение имеет учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
- рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
- социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
- наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
- стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
- отсутствие надежного контроля за въездом - выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
- наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах. Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:
- наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
- образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);
- наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
- ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;
- наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
|
|
- сплоченность и иерархичность преступной среды;
- утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
- обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;
- настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;
- слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;
- низкий уровень политической культуры в обществе;
- широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Полковник милиции В. Постольник, начальник кафедры Московского института МВД России[1], считает, что для современного состояния российского общества и государства характерен и наиболее типичен взаимосвязанный и объективно-обусловленный многоаспектный параметр общих причин, порождающих терроризм. Их можно представить в концентрированном виде следующим образом:
1. Отсутствие глобальной стратегии развития общества - четкой целевой установки на ближайшую перспективу. Принимаемые концепции индустриального общества, отдельные проекты декларативны, зачастую не согласуются с желаниями.
2. Отсутствие достаточного профессионализма, низкая эффективность функционирования системы власти, государственного аппарата и правоохранительных структур, отсутствие эффективных инструментов и средств правовой защиты населения с их стороны, особенно в кризисных ситуациях (примеры: Чернобыль, Чечня, Приморье). Обострение и дальнейшее углубление "грязных технологий" в борьбе за власть политических партий, движений, общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют собственные узкоэгоистические цели, вплоть до устранения конкурентов различными методами.
3. Отсутствие современных и эффективных защитных институтов, ранее функционировавших в сфере нравственности и морали; утрата общечеловеческих установок, мотиваций и ценностей в воспитательной работе, особенно в молодежной среде, и, с другой стороны, жесткое, целенаправленное воздействие и распространение "западной культуры и мифов", формирующих жестокость и вандализм в отношении другой личности и человеческого поведения, общежития и порождающих "фанатизм" в субкультуре поведения.
4. Нарастающие тенденции разрешения возникших противоречий, конфликтов и кризисных ситуаций силовыми способами и методами, вызывающими неадекватную оценку общества и общественный резонанс, выходящий за пределы как отдельной территории, так и государства.
5. Углубление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, вырабатывающей и использующей новейшие современные информационные технологии и системы "защиты" на всех уровнях, постоянное обновление и пополнение криминала из числа законопослушных граждан, оказавшихся в безысходном материальном положении и используемых, как правило, для совершения разовых акций (за определенную сумму перевезти взрывоопасные вещества либо оставить в условленном месте). По мнению специалистов, проблемы сферы экономики, занятости, безработицы, неуправляемой миграции и т.п. пополнят в перспективе "криминальный мир" в 1,8 раза из числа бывших законопослушных граждан.
6. Неразрешенные противоречия либо отсутствие отдельных законодательных актов, четко определяющих как общеправовые, так и уголовно- правовые механизмы мер борьбы с терроризмом.
Существуют до настоящего времени отдельные несогласованности в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" [1.1.1.] и в иных нормах по вопросу управления силами и средствами, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции.
Член экспертного совета комитета Государственной думы федерального совета РФ по безопасности В.Е.Петрищев на "круглом столе", организованном и проведенном Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН в 2001 году, высказал следующие соображения об условиях воспроизводства терроризма как общественно опасного явления, имеющего конфликтологическую природу и выражающего серьезное социальное противоречие: "По результатам социологических опросов, которые нами проводились дважды среди подразделений, занимающихся антитеррористической работой - в 1993 и 1998 гг., можно выделить ряд факторных блоков, способствующих воспроизводству террора в российском обществе.
Прежде всего - это социальный блок, в особенности его материальная составляющая. Сюда относятся общее обнищание масс, обогащение небольшой группки собственников за счет этих масс, передел собственности, которая еще вчера принадлежала всему народу, а сегодня - нескольким олигархам и высшему чиновничеству. Далее, это классовые процессы, когда происходят столкновения между формально законными владельцами каких-то предприятий и их коллективами (Красноярский край, Выборг и другие места), за право владения ими и организации производства. Это и упадок духовности, нравственности, распространение пропаганды насилия, культа сильной личности.
Следующий блок связан с Чечней, где создан уникальный феномен преступного государства, ставшего подлинным рассадником террористических банд, всячески поддерживаемых из-за кордона. Надо ли подчеркивать, что борьба с ними требует целой системы мер - и военных, и политических, и экономических, и информационных, и нравственных.
Еще один узел факторов, нагнетающих террористическую атмосферу - громадные масштабы незаконного оборота оружия в стране. Не являясь прямой детерминантой возникновения и распространения деятельности террористов, эти факторы, безусловно, расширяют ее возможности, способствуют росту криминала в целом как общего неблагоприятного фона, провоцирующего усиление собственно террористической активности.
Содействует террористическим ориентациям, утверждению соответствующих организаций и идеологическая деятельность извне, направленная на идейное разложение населения, вытравливание из общественного сознания ценностей патриотизма, интернационализма, преданности своему государству»[2].
Говоря о роли средств массовой информации, Н.Д. Литвинов заявляет: "Мы берем на себя смелость утверждать, что они вносят вклад в развитие антигосударственного терроризма! Средства массовой информации по степени влияния на сознание значительных масс населения нередко называют "информационным оружием"... Средства массовой информации демократической России формируют и внедряют в общественное сознание исключительно или преимущественно негативный образ страны, где они действуют, негативное отношение к государству в целом, его народам, политике... А отсюда логично вытекало и обоснование возможности и необходимости террора. Средства массовой информации распространяют экстремистские идеи среди широких слоев населения".
Наряду с популяризацией экстремистских идей одновременно проводится дискредитация государственно-образующих идей и самого государства как объекта антигосударственного террора. Несомненно, средства массовой информации моделируют поведение значительных слоев населения, особенно - несовершеннолетних и молодежи. Основная опасность заключается в бесконтрольном распространении той информации, которая обладает мотивацией и способна моделировать поведение человека в определенных условиях; формировать в нем определенные качества и социальные ценности и др.
Систематическое восприятие телеинформации, перенасыщенной сценами насилия и жестокости формирует негативное изменение в психике молодежных масс. Средства массовой информации бесконтрольно способствуют разрушению духовно-нравственной сферы и норм бытового сознания, развитию национализма, формируют те морально-нравственные ценности, достижение которых возможно лишь криминальным путем.
Террористические акции на территории нашей страны отличаются гибкостью и неординарностью тактики террористов, введением наблюдения и контрнаблюдения, наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Основными целями террористических акций являются:
- желание посеять страх среди населения;
- выражение протеста против политики правительства;
- вымогательство;
- нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам;
- проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов.
В XX веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах"[3].
При существующих разногласиях большинство исследователей сходятся во мнении относительно тех условий развития общественных отношений, которые способствуют возникновению терроризма в России. При этом обычно выделяют следующие основные признаки:
- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния;
- усиление влияния негативных проявлений, криминирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится "законным" средством достижения политических или иных целей;
- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;
- осознание национальной, религиозной общностью людей своего положения как притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение необходимости защиты любыми средствами;
- рост вербальной агрессии анонимных угроз в отношении "чужих" (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);
- создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;
- появление среди широких слоев населения, включающих и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить законность и порядок.
Террористические акты на территории нашей страны отличаются:
- гибкостью и неординарностью тактики террористов;
- введением наблюдения и контрнаблюдения;
- наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Противодействие терроризму связано в России с борьбой с организованной преступностью. Организованная преступность многогранна и терроризм - всего лишь одна из наиболее крайних, кровавых и безжалостных форм ее проявления. Иные устремления и противоправные действия организованных преступных групп и сообществ не менее опасны, хотя зачастую не так внешне заметны.
Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, раздела сфер влияния, достижения иных противоправных целей, а самое главное - давления на органы государственной власти (взрывы у зданий ФСБ в Москве и Махачкале). Заметна и активизация криминалитета, пытающегося проникнуть во властные структуры. Все шире объединенные преступные группировки и их лидеры практикуют организацию покушений на представителей власти.
Вопросы для самопроверки
1. Что явилось первым актом политического терроризма, зафиксированным в отечественной истории?
2. Назовите проявления терроризма в Российской империи.
3. Охарактеризуйте основные принципы антитеррористической деятельности специальных служб.
4. Где и когда в новейшей истории России произошли крупнейшие террористические акты? Каковы их последствия?
5. Что такое коммерческий терроризм?
6. Какие нормы международного права нарушали руководители чеченских сепаратистов?
7. Приведите примеры взаимосвязи социально-экономического кризиса и проблемы терроризма в России.
8. Как связаны терроризм и криминальная деятельность?
9. В чем проявляется недостаточная эффективность работы российских государственных органов по борьбе с терроризмом?
10. Какова роль СМИ в обострении проблемы терроризма?