Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и различных грузов, а также для защиты их от внешних воздействий.
Классификация автомобильных кузовов.
По назначению автомобильные кузова делятся на:
- грузовые:
- общего назначения (бортовые платформы);
- специализированные (самосвальные, фургоны, цистерны и т. п.).
- пассажирские:
- общего назначения;
- специализированные, предназначенные для размещения различного оборудования и установок (пожарного, лабораторного и т. п.).
- грузопассажирские;
- специальные.
По конструкции кузова выполняют:
- каркасными;
- полукаркасными;
- бескаркасными.
Каркасный кузов имеет жесткий пространственный каркас, к которому прикреплены наружная и внутренняя облицовки.
Полукаркасный кузов имеет только некоторые части каркаса (отдельные стойки, дуги, усилители и т. д.), соединенные между собой наружной и внутренней облицовками.
Для того чтобы бескаркасный кузов обладал необходимой жесткостью, отдельным частям кузова придают определенную форму и сечение.
|
|
Кузова современных легковых автомобилей обычно выполняют бескаркасными, автобусов - каркасными и полукаркасными, а цельнометаллические кабины грузовых автомобилей могут быть полукаркасными и бескаркасными.
По характеру воспринимаемых нагрузок кузова подразделяются на:
- несущие;
- полунесущие;
- разгруженные.
У несущего кузова рама отсутствует и все нагрузки воспринимаются кузовом.
Полунесущий кузов жестко соединяется с рамой и воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму.
Разгруженный кузов жесткого соединения с рамой не имеет (установлен на резиновых прокладках, подушках и т. п.) и, кроме веса груза, никакой нагрузки не воспринимает.
Большинство современных легковых автомобилей и автобусов имеют несущие кузова. Грузовые автомобили оборудуются разгруженными кузовами.
Кроме приведенной выше классификации, кузова легковых автомобилей различаются по внешнему виду и конструкции пассажирского салона. Типовые конструкции получили индивидуальные названия:
Седан (рис. 1, а) является трехобъемным закрытым четырехдверным кузовом с двумя (реже тремя) рядами сидений (третий ряд — откидной).
Лимузин (рис. 1, б) представляет собой трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с двумя или тремя рядами сидений (третий ряд сидений — откидной). За передним рядом сидений расположена подъемная стеклянная перегородка, служащая при необходимости для отделения водителя от задних пассажиров.
Купе (рис. 1, в) - трехобъемный закрытый двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений. Для доступа к задним сиденьям необходимо откидывать передние, что ухудшает условия посадки пассажиров.
|
|
Универсал (рис. 1, г) представляет собой закрытый трех- или пятидверный кузов с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в задней стенке кузова. При складывании заднего ряда сидений увеличивается багажное отделение, в результате чего кузов превращается в грузопассажирский.
Комби или хэтчбек (рис. 1, д) занимает промежуточное положение между кузовами седан и универсал. Хэтчбек является закрытым трех- или пятидверным кузовом с двумя рядами сидений. Дополнительная дверь находится в наклонной задней стенке кузова. Кузов может быть легко переоборудован из пассажирского в грузопассажирский если удалить съемную складную полку, которая установлена за задним рядом сидений и закрывает багажное отделение. При складывании заднего ряда сидений площадь багажного отделения увеличивается.
Фастбек (рис.1, т) - двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей (нечто среднее между хэтчбеком и седаном; в настоящее время не используется.
Кабриолет (рис.1, е) представляет собой кузов с откидывающимися задней стенкой и частью крыши. Кузов имеет жесткий или мягкий убирающийся верх и опускающиеся стекла в дверях и боковинах.
Фаэтон (рис.1, ж) представляет собой полностью открывающийся кузов. Кузов имеет две или четыре двери, мягкий складывающийся верх и съемные боковины, в которых выполнены окна.
Хардтоп - седан (рис.1, з) - седан без средней боковой стойки.
Хардтоп – купе (рис.1, и) - купе без средней боковой стенки.
Ландо (рис.1, к) - седан с открывающейся частью крыши над задними сиденьями.
Рисунок 1 - Кузова легковых автомобилей.
а - седан; б – лимузин; в - купе; г – универсал; д - комби или хэтчбек; е – кабриолет; ж – фаэтон; з - хардтоп – седан; и - хардтоп – купе; к – ландо; л - фаэтон – универсал; м - кабриолет-хардтоп; н – фургон; о – родстер; п – пикап; р – брогам; с – тарга; т – фастбек; у - бескапотный кузов.
Фаэтон – универсал (рис.1, л) - грузопассажирский кузов, с мягким складывающимся или съемным тентом.
Кабриолет-хардтоп (рис.1, м) - пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.
Фургон (рис.1, н) - закрытый кузов с перегородкой для перевозки груза.
Родстер (рис.1, о) - укороченный двухместный кузов со складывающимся мягким тентом.
Пикап (рис.1, п) - грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отгороженной от грузовой платформы стационарной перегородкой.
Брогам (рис.1, р) - пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений.
Тарга (рис.1, с) — пассажирский кузов со съемной средней частью крыши.
Бескапотный кузов (рис.1, у) - однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля.