Типы тормозных систем

Реализация всех требований, предъявляемых к тормозной системе, приводит к необходимости установки на автомобиль нескольких типов тормозных систем, выбор которых зависит от типа данного автомобиля. Типы тормозных систем представлены в виде схемы на рисунке 1.


Рисунок 1 - Типы тормозных систем автомобилей.

Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости автомобиля до полной его остановки.

Рабочая тормозная система является основной, которая действует на все колеса. Рабочей тормозной системой укомплектованы все автомобили.

Рабочая тормозная состоит из (рис.2):

- тормозного привода;

- тормозных механизмов.

Тормозной привод предназначен для осуществления силовой связи между органом управления и тормозными механизмами.

Тормозные механизмы предназначены для создания тормозного момента, препятствующего вращению колес или элемента трансмиссии автомобиля.

Рисунок 2 – Рабочая тормозная система автомобиля.

а – схема простейшей тормозной системы; б – рабочая тормозная система автомобиля.

1 – тормозной привод в сборе; 2 – тормозной механизм в сборе; 3 - орган управления.

Стояночная тормозная система предназначена для удержания неподвижного автомобиля на месте, а также для предотвращения скатывания транспортного средства назад при старте на подъеме.

Стояночной тормозной системой укомплектованы все автомобили.

Воздействует либо на трансмиссию, либо на задние колеса автомобиля. Согласно требованиям система стояночного тормоза, должна удерживать груженое транспортное средство, остановившееся на спуске или подъеме с уклоном 18 %. На транспортных средствах, которые допускаются к буксировке прицепа, система стояночного тормоза тягача должна удерживать весь состав на спуске или на подъеме с уклоном в 12%.

Стояночная тормозная система состоит из тормозного привода и тормозных механизмов. В качестве тормозных механизмов, как правило, используются тормозные механизмы задних колес рабочей тормозной системы (рис. 3,а), либо тормозные механизмы, смонтированные на картере КПП (рис.3,б). В легковых автомобилях при дисковых задних тормозных механизмах в ряде случаев применяются встроенные барабанные тормозные механизмы.

Рисунок 3 – Стояночная тормозная система автомобиля.

а – схема стояночной тормозной системы легкового автомобиля; б – схема стояночной тормозной системы грузового автомобиля.

1 – орган управления; 2 – тормозной механизм в сборе; 3 - тормозной привод в сборе.

Запасная тормозная система (резервная) предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Как правило, роль запасной тормозной системы выполняет дополнительный контур рабочей тормозной системы, или стояночная тормозная система для легкового автомобиля.

Вспомогательная тормозная система предназначена для ограничения скорости автомобиля на затяжных спусках. Используется с целью увеличения надежности тормозной системы в целом и срока службы элементов рабочей тормозной системы при частых торможениях в горных условиях. Не связана с рабочей тормозной системой.

Применяется на грузовых автомобилях полной массой больше 16 тонн и автобусах полной массой более 5 тонн, а также на автомобилях с общей массой более 3,5 т предназначен для эксплуатации в горных условиях.

Основу вспомогательной тормозной системы составляют тормоза замедлители. Различаю два типа замедлителей:

- первичные (взаимодействуют с двигателем или устанавливаются на первичном валу коробки передач);

- вторичные (взаимодействуют с компонентами трансмиссии).

В качестве первичных замедлителей наибольшее распространение получил моторный тормоз (рис.4). Чтобы торможение было наиболее эффективным необходимо кроме включения низшей передачи заглушить двигатель и создать ему противодавление на выпуске. Остановка дизельного двигателя производится перемещением рейки топливного насоса в положение нулевой подачи. Противодавление на выпуске создается заслонками в выпускном коллекторе.

Недостатками моторного тормоза являются:

- низкая эффективность при высших передачах;

- прерывание потока мощности, а следовательно и тормозного момента, при переключении передачи;

- выброс масла в воздухофильтр, поэтому необходимо наличие устройств, предотвращающих этот эффект.

 

Рисунок 4 – Конструкция моторного тормоза.

1 – рычаг заслонки; 2 – пневмоцилиндр; 3 – корпус, устанавливаемый на выпускной коллектор; 4 – заслонка.

На современных грузовых автомобилях применяются гидравлические замедлители в которых рабочим телом является охлаждающая жидкость двигателя, или электромагнитная схема.

Прицепная тормозная система предназначена для снижения скорости прицепа при движении в составе автопоезда, остановки и удержание прицепа на месте, а также автоматической остановки прицепа при его отрыве от тягача, используется с прицепами полной массой более 750 кг (на прицепах полной массой менее 750 кг прицепная тормозная система необязательна).

Требование автоматической остановки прицепа при отрыве от тягача не относится к прицепам, максимальная масса которых не превышает 1,5 т, если помимо сцепного устройства, эти прицепы имеют дополнительную сцепку (цепь, трос и т. д.), которая в случае разрыва главного сцепного устройства не позволяет дышлу касаться земли и обеспечивает некоторое остаточное управление прицепом.

Вопросы для самопроверки:

1. Объясните назначение и требования, предъявляемые к тормозной системе автомобиля;

2. Перечислите типы тормозных систем автомобиля;

3. Объясните назначение и общее устройство рабочей тормозной системы автомобиля;

4. Объясните назначение и общее устройство стояночной тормозной системы автомобиля;

5. Объясните назначение и общее устройство вспомогательной тормозной системы автомобиля.

Литература:

1. Тур Е.Я. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1990.

2. Михайловский Е.В. Устройство автомобиля. – М.: Машиностроение, 1985.

3. Роговцев В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств. – М.: Транспорт, 1989.

4. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. – М.: «Академия», 2005.

Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: