Основными отраслями, которые составляют рынок товаров промышленного назначения, являются:
· сельское хозяйство;
· связь;
· промышленность;
· коммунальное хозяйство;
· строительство и транспорт;
· сфера услуг.
По размерам данный рынок значительно превосходит потребительский рынок (по денежному обороту, номенклатуре товаров).
Отличительные черты рынка товаров промышленного назначения:
· Спрос определяется спросом на потребительские товары промышленного назначения.
· Спрос мало эластичен.
· Спрос может резко меняться (если, например, спрос на потребительские товары увеличивается на 10%, то спрос на машины и оборудование для его производства может возрасти на 100—200% и более).
· На данном рынке значительно меньше покупателей, чем на рынке товаров широкого потребления, поскольку количество фирм и предприятий значительно меньше числа бытовых потребителей.
· Покупатели на данном рынке значительно крупнее, поскольку основная часть закупок приходится на крупные предприятия и фирмы.
|
|
· Покупатели сконцентрированы географически, что обусловлено территориально-отраслевой специализацией регионов.
· Покупатели товаров промышленного назначения – квалифицированные агенты, для которых оптимизация процессов купли-продажи является профессией.
· В процессе закупки товаров промышленного назначения покупатель принимает ряд решений, которые зависят от ситуации на рынке.
На рынке товаров промышленного назначения выделяется три основных вида ситуаций:
1. Повторная закупка без изменений, т.е. покупатель механически повторяет предыдущий заказ.
2. Повторная закупка с изменениями, т.е. покупатель вносит изменения в технические характеристики товаров, цены, условия поставки или меняет часть поставщиков.
3. Закупка для решения новых задач. При данной ситуации ведется поиск товаров, услуг и оборудования. С этой целью в фирмах создаются целевые торговые бригады.
Основные факторы, влияющие на принятие решений о закупках на данном рынке:
· технические характеристики товара;
· цены и их границы;
· время и условия поставки товаров;
· условия технического обслуживания;
· размер заказа;
· круг поставщиков.
Основные факторы, определяющие фирму как покупателя промышленных товаров:
1. Факторы окружающей обстановки:
· уровень первичного опроса;
· экономическая перспектива;
· стоимость займов;
· условия материально-технического снабжения;
· темпы НТП;
· политические события и тенденции;
· интенсивность деятельности конкурента.
2. Факторы особенностей организации фирмы:
· цели фирмы;
· политические установки фирмы;
|
|
· принятые методы работы;
· организационная структура (система подразделений);
· внутриорганизационная система управления.
3. Факторы межличностных отношений в торговых бригадах:
· полномочия;
· статус (уровень);
· умение поставить себя на место другого;
· умение убеждать.
4. Факторы индивидуальных особенностей личностей, которые ведут торговые сделки от лица фирмы:
· возраст;
· образование;
· уровень доходов;
· служебное положение;
· тип личности;
· готовность пойти на риск.
Процесс принятия решений о покупке на рынке товаров промышленного назначения аналогичен процессу на потребительском рынке, но имеет больше этапов:
1. Осознание проблемы.
2. Обобщенное описание нужд.
3. Оценка характеристик товара.
4. Поиск поставщиков.
5. Запрашивание предложений.
6. Выбор поставщика.
7. Разработка процедуры выдачи заказа.
8. Оценка работы поставщика.
Наиболее важными в данной модели являются третий и шестой этапы. Рассмотрим их несколько подробнее.
Оценка характеристик товара. Для данных целей фирма обычно проводит функционально-стоимостный анализ. В ходе этого анализа фирмой исследуются следующие вопросы:
· Приносит ли использование товара какую-либо дополнительную ценность?
· Сопоставлена ли стоимость товара с его полезностью?
· Существует ли товар, который более полно отвечает потребностям фирмы?
· Можно ли изготовить данный товар с меньшими издержками?
· Можно ли получить товар по более низкой цене у другого поставщика?
· Покупает ли кто-нибудь данный товар дешевле?
Выбор поставщика определяется его характеристиками, которые приводятся ниже в порядке уменьшения значимости:
· наличие службы технической помощи;
· оперативность поставок;
· быстрота реакции на заказ;
· качество товара;
· репутация поставщика;
· цена товара;
· полнота товарного ассортимента;
· возможности предоставления кредита;
· личные отношения.
Рынок промежуточных продавцов
Рынок промежуточных продавцов – это совокупность лиц и организаций, приобретающих товар для перепродажи или сдачи в аренду с выгодой для себя.
Промежуточные продавцы имеют дело с огромным разнообразием товаров. Важнейшие решения, которые принимаются на данном рынке, связаны с товарным ассортиментом, которым будет оперировать каждый промежуточный продавец.
Различают:
· замкнутый ассортимент (товары только одного производителя);
· насыщенный ассортимент (множество аналогичных товаров разных производителей);
· широкий ассортимент (несколько видов связанных между собой товаров);
· смешанный ассортимент (торговля разнообразными не связанными между собой товарами).
От ассортимента товаров, выбранного промежуточным продавцом, будет зависеть его рыночное поведение, которое определяется следующими параметрами:
· состав клиентуры;
· структура комплекса маркетинга;
· круг поставщиков.