В чем проявляется специфика процесса обучения?

- обучение протекает под руководством педагога;

-источником знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и разные электронные ресурсы, СМИ, информация, полученная от других людей в процессе общения, собственный опыт обучаемых и т.д.;

-обучающиеся изучают объективный мир в обобщенном, систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль;

-практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний;

-в единстве процесса обучения и на его основе формируется научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся;

- теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

Назовите основные закономерности процесса обучения.

Процесс обучения характеризуется следующими закономерностями:
- процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие обществ;
- процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения;
- процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.
- процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых;
- процесс обучения также зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.);
- закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.







Какие этапы включает в себя процесс обучения?

В упрощенном виде результативность обучения следующая.

- I уровень – знакомства. Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление – альтернативными суждениями типа «да – нет», «или – или»;

- II уровень – репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы;

- III уровень – полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации;

IV уровень – трансформации. Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.

Что является продуктом процесса обучения?

Образование – продукт систематизированного обучения. Его компоненты:
1) знания, умения, навыки;
2) способы мышления;
3) способы деятельности и поведения;
4) мировоззрение;
5) кругозор и эрудиция;
6) интеллектуальное развитие личности;
7) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
8) навыки самообразования;
9) воспитанность и др.










Назовите основные принципы обучения.

Можно выделить следующие принципы обучения:
- сознательности, активности и самостоятельности в обучении,
что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения, использование методов, приемов и средств, стимулирующих их познавательную активность, а также проявление инициативы и творчества в процессе учебной работы;
- наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного (материально-предметного, наглядно-образного и др.), научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых;
- систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новый материал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения, четко планировать учебные занятия, соблюдать логическую связь и последовательность изучения материала;
- обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;
- прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснение обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание, систематически организованное повторение и применение учебного материала в практической деятельности, ведение систематического контроля за усвоением изученного материала;
- группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;
- гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий;
- научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся,
что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучении теоретического материала с практическими занятиями;
- преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучение с учетом перспективы, т.е. подготовки учащихся к восприятию более трудного материала.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: