Тема 1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина

 

Задание 1.

1. По результатам сравнительно-правовых исследований, проведенных при решении задач №№ 5-10, составьте проекты федеральных законов, направленных на совершенствование российского законодательства с учетом иностранного опыта.

2. Подготовьте пояснительные записки, финансово-экономические обоснования к данным законопроектам и иные документы, которые по Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ требуется представить при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы.

 

Тема 2. История сравнительного правоведения

 

Задание 2.

Изучите книги Рене Давида «Основные правовые системы современности» (1964, возможно и в более поздних изданиях) и учебник М.Н. Марченко «Сравнительное правоведение». (Москва: Проспект, 2015-2019).

Выберите из изученных книг тезисы авторов, которые Вы считаете нужными включить в конспект лекции по дисциплине «Сравнительное правоведение». Поясните свой выбор.

Задание 3.

1. Выявите разницу в подходах Рене Давида и М.Н. Марченко к:

а) определению объекта, предмета и принципов сравнительного правоведения, места и роли сравнительного правоведения в обществе;

б) пониманию взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права;

в) решению основных методологических проблем сравнительного правоведения;

г) классификации правовых систем.

2. Выскажите свои предположения о причинах расхождения позиций авторов по указанным вопросам.

3. Обоснуйте, может ли выступать в качестве одной из причин расхождения позиций авторов по указанным вопросам развитие государства и права за 50 лет, прошедших со времени издания книги Рене Давида.

 

Тема 3. Методология сравнительного правоведения

 

Задание 4.

1. Сравните содержание правил, установленных Международным кодексом этики юристов 1956 года и Хартии основных принципов европейских юристов 2006 года, и российских правил, закрепленных в Кодексе судейской этики, в Кодексе этики прокурорского работника, Кодексе профессиональной этики нотариусов, Кодексе профессиональной этики адвоката, на основе чего:

1) определите на кого – судей, прокуроров, нотариусов или адвокатов – распространяются правила, установленные Международным кодексом этики юристов 1956 года и Хартии основных принципов европейских юристов 2006 года;

2) установите, во всех ли указанных документах имеются правила, реализация которых содействует предупреждению коррупционного поведения; при положительном ответе выявите правила, имеющие наиболее четкую направленность на предупреждение коррупционного поведения; при отрицательном ответе выскажите свое предположение о том, почему таких правил нет в том или ином документе;

3) выделите правила, на которых, на Ваш взгляд, целесообразно акцентировать внимание студентов при преподавании юридических дисциплин, с целью понимания ими сущности и социальной значимости своей будущей профессии, формирования нетерпимости к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону, достаточного уровня профессионального правосознания.

 

Задание 5.

1. Проведите сравнительно-правовой анализ правил о месте совершения преступления в случае, если фактически оно совершается не только на собственной территории государства, но и на территории (территориях) другого государства (других государств), закрепленных в уголовных кодексах РФ, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также в Модельном УК для государств – участников СНГ. На основе сравнительно-правового анализа выявите наиболее оптимальный подход, позволяющий не допустить юрисдикционные коллизии.

2. На заседании ответственного комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вы участвуете в обсуждении законопроекта о дополнении статьи 11 Уголовного кодекса РФ частью 1.1, содержащей правило: «Преступление признается совершенным на территории Российской Федерации, если оно начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Российской Федерации, либо если его исполнитель или хотя бы один из соучастников преступления действовал на территории Российской Федерации». Выберите один из нижеследующих вариантов решения, за которое Вы выскажитесь с учетом проведенного Вами сравнительно-правового анализа:

а) за принятие данного законопроекта, так как вносимое дополнение конкретизирует уголовную ответственность за преступление, совершаемое не только на собственной территории Российской Федерации, но и на территории другого государства (либо на территориях других государств), что будет способствовать укреплению международного сотрудничества;

б) за принятие данного законопроекта, так как вносимое дополнение позволит устранить пробел в правовом регулировании, которое в настоящее время не позволяет в полной мере защитить национальные интересы Российской Федерации;

в) за принятие данного законопроекта, так как сравнительно-правовое исследование правил действия уголовного закона в пространстве, проведенное авторами-разработчиками законопроекта, свидетельствует о том, что многие государства мира имеют в своих УК подобное правило, направленное на укрепление национального суверенитета;

г) за отклонение данного законопроекта, так как его принятие повлечет коллизии различных национальных юрисдикций при совершении преступления на собственной территории Российской Федерации и на территории другого государства (либо на территориях других государств).

 

Задание 6.

Проведите сравнительно-правовой анализ требований к процедурам закупок, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Законом Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года № 72 «О государственных закупках», Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», на основе чего:

1) выявите всё общее и все особенности в национальном правовом регулировании;

2) оцените, насколько национальное законодательство каждого из указанных государств соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (раздел XXII «Государственные (муниципальные) закупки»);

3) подготовьте проект нормативного правового акта (его вид определите самостоятельно), направленный на установление идентичных механизмов правового регулирования в сфере закупок в законодательстве РФ, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Республики Казахстан.

 

Задание 7.

1. Составьте план сравнительно-правового исследования по теме своей выпускной квалификационной работы, опишите методику его проведения, основные принципы, цель и прогнозируемые результаты.

2. Обоснуйте свое мнение о допустимости изучения зарубежного законодательства в переводе на русский язык, либо о необходимости изучения зарубежного законодательства только по аутентичному тексту (на языке оригинала).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: