По темам 5-8
(ОК-4 умения, навыки; ПК-12 умения, навыки; ПК-13 умения, навыки;
ПК-14 умения, навыки)
Тема: «Особенности изучения права студентами стран, входящих в разные правовые семьи и правовые группы, с учетом содержательных особенностей структурных элементов их правовых систем»
Форма интерактивного занятия: Ролевая игра
Время проведения – 3 часа (для очной формы обучения), 2 часа (для заочной формы обучения).
Цели занятия:
– систематизировать и углубить полученные на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной подготовки знания о месте и роли сравнительного правоведения в системе юридического образования, о классификации правовых систем, о методике преподавания юридических дисциплин, об основах организации самостоятельной работы обучающихся и проведения педагогических исследований;
– выработать умения применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, использовать положения (идеи) сравнительного правоведения в преподавании отраслевых юридических дисциплин, применять теорию и методику их преподавания, организовывать самостоятельную работу обучающихся, организовывать и проводить педагогическое исследование, свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
– сформировать навыки самостоятельного изучения и анализа национальных правовых систем, преподавания юридических дисциплин на высоком теоретическом и методическом уровне, управления самостоятельной работой обучающихся, организации и проведения педагогического исследования, делового общения на русском и иностранном языках.
Порядок проведения.
I. Подготовительный этап.
1. Выбор отрасли права, на примере которой будет осуществляться ролевая игра, – он зависит от профильной направленности программы магистратуры (в данном примере такой отраслью является гражданское право).
2. Выбор рабочих языков (наряду с русским) ролевой игры – он зависит от знания студентами тех иностранных языков, на которых говорят преподаватели и студенты указанных ниже стран.
3. Распределение студентов на 7 групп (команд), которые представляют преподавателей и студентов стран, входящих в разные правовые семьи и правовые группы, – англосаксонскую (Англию и США), романо-германскую (ФРГ, Норвегию и Россию), социалистическую (Китай), мусульманскую (любую страну).
4. Распределение студентов внутри групп (команд) по ролям – «преподаватель», «студент», «иные участвующие лица» (последняя группа - при необходимости).
II. Основной этап.
1. Первая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в Англии.
2. Вторая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в США.
3. Третья команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в ФРГ.
4. Четвертая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в Норвегии.
5. Пятая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в России.
6. Шестая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в Китае.
7. Седьмая команда в игровой форме представляет модели проведения лекционного и практического (либо семинарского) занятия, зачета и (или) экзамена по гражданскому праву, самоподготовки к ним, отражающие особенности деятельности преподавателей и студентов в этих сферах в мусульманской стране.
8. На восьмом этапе каждый студент выступает в роли педагогического эксперта, который оценивает степень достижения каждой из команд всех целей ролевой игры, особо акцентируя внимание на разборе ее компонентов педагогической направленности (методический уровень преподавания и управления самостоятельной работой обучающихся, уровень взаимодействия преподавателя и обучающихся, уровень организации и проведения педагогического исследования, достижения его задач и т.п.).
III. Завершающий этап.
По окончании занятия ведущий (преподаватель) систематизирует представления команд и дает свою оценку им и занятию в целом. Каждому студенту дается возможность высказать свое мнение по оценке результатов ролевой игры преподавателем.