Особенности предприятия как объекта оценки

Оценочная деятельность может быть классифицирована по следующим направлениям:

- Оценка стоимости недвижимого имущества;

- Оценка стоимости движимого имущества;

- Оценка нематериальных активов, результатов интеллектуальной деятельности;

- Оценка ценных бумаг, долей в уставном капитале, бизнеса предприятий.

Большинство компаний работает преимущественно в сфере оценки недвижимости и движимого имущества, которые являются самыми массовыми по количеству отчетов сегментами рынка оценочных услуг. Однако в последнее время в развитии оценочной деятельности наметились определенные тенденции, а именно в области оценки транспортных средств, нематериальных активов и бизнеса.

Оценка предприятия (бизнеса) это определение в денежном выражении его стоимости, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности. Такая оценка представляет собой комплекс услуг, который может включать в себя правовую экспертизу, финансовый анализ, разработка проектов реструктуризации, подготовку рекомендаций по наиболее эффективному управлению предприятием и др.

Необходимо принять во внимание, что оценщики, так или иначе, сталкиваются с оценкой нематериальных активов каждый раз, когда проводят оценку бизнеса предприятий, так большинство из них реально владеют интеллектуальной собственностью.

Чтобы оценить бизнес, оценщик должен знать:

- подходы, методы и стандарты оценки;

- нормативные правовые акты в сфере оценочной деятельности;

- экономическое окружение бизнеса;

- экономику предприятия и технологические особенности отраслей;

- учет и отчетность предприятий, методики финансового анализа.

В оценочной деятельности часто используются как синонимы термины бизнес и предприятие, однако каждое из этих понятий имеет особенности.

Бизнес это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, работ, услуг, или другая разрешенная законом деятельность с целью получения прибыли.

Предприятие производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое, в состав которого входят все виды имущества и права на него: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, деловая репутация, права на товарный знак и другие исключительные права. Предприятие рассматривается как товар, имеющий следующие особенности:

1) носит инвестиционный характер;

2) является системой, элементы которой могут продаваться отдельно;

3) спрос на него зависит от процессов, которые происходят как внутри самого предприятия, так и во внешней среде;

4) участие государства в регистрации, совершении сделок с этим товаром и др.

Факторы, учитываемые при определении стоимости предприятия

Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса. Основные факторы, влияющие на стоимость предприятия (бизнеса) или его доли:

1) Макроэкономическое окружение. Учитываетсяинвестиционный климат, как именно повлияет на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации. Стоимость предприятия, действующего в условиях м высокого макроэкономического риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском.

2) Ликвидность. Получение дохода собственником возможно от операционной деятельности и от продажи объекта, поэтому на рынке выше будет стоимость тех активов, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Спрос на бизнес зависит от того, какие доходы он приносит собственнику, какова получаемая при сделке степень контроля, какие риски связаны с получением доходов, какова социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса;

3) Полезность ‑ способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Инвестирование и возврат капитала могут быть отделены значительным промежутком времени, поэтому существенно влияет на стоимость информация о том, как быстро и как много дохода от предприятия собственник будет получать с учетом всех рисков.

4) Ограничения и перспективы развития. При оценке стоимости предприятий необходимо учитывать степень конкурентной борьбы в отрасли в настоящее и будущее время. Например, если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то она привлекает капиталы и в нее пытаются проникнуть другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли и текущую стоимость будущих доходов.

5) Финансовое положение предприятия. Например, неплатежеспособные предприятия могут быть привлекательными для инвестора, предполагающего благоприятные пути развития, но в то же время их стоимость будет ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

 

При оценке предприятий особенно важен анализ следующих внутренних факторов: диверсификация производства (отдельно учитывается при определении ставки дисконтирования); ценовая политика и качество продукции (влияют на спрос); степень изношенности оборудования (влияет на вес затратного подхода в итоговом согласовании; взаимоотношения с потребителями и поставщиками; уровень управления; кадровый состав предприятия; нематериальные активы предприятия; степень контроля (в среднем на 20-35% может повлиять на итоговую стоимость пакета акций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: