I. Понятие патристики. Краткий обзор патриотической традиции. 33 страница

Лит.: MejerJ. Demetrius of Magnesia: On Poets and Authors of the same name, -Hermes 109, 1981, S. 447-472; Gigante M. Demetrio di Magnesia e Cicerone, - SIFC 77, 1984, p. 98-106; Aronadio F. Due fonti laerziane: Sozione e Demetrio di Magnesia, -Elenchos 11, 1990, p. 203-255.

M. А. СОЛОПОВА

ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ (Δημήτριος 6 Φαληρεύς) (ок. 355, Афины - после 283 до н. э., Египет), др.-греч. афинский государственный деятель и философ, представитель Перипатетической школы, ученик Теофраста.

Жизнь. Биография Д. - у Диогена Лаэртия (V 75-85). Родился в Афинах (принадлежал к дему Фалер), был человеком незнатного происхождения (V


ДЕМЕТРИЙ ФАЛЕРСКИЙ                                      303

76. 1). Получил в юности хорошее образование: вместе с братом учился в Ликее у Теофраста (не исключено, что мог слушать и Аристотеля); был знаком также с ораторами Демосфеном (Plut. Demosth. 9. 11. 14) и Динархом.

Д. с самого начала своей политической карьеры (с 324) примыкал к про-македонской партии в Афинах. В результате событий 319-318, связанных с попыткой восстановления в Афинах демократии после смерти македонского наместника Антипатра, весной 317 был выдвинут Кассандром, сыном Антипатра, на должность «попечителя» города (эпимелета) и занимал ее в течение 10 лет, с 317 по 307, осуществляя при цензовой (по сути олигархической) конституции фактически абсолютное правление (тираннию). Свое правление в Афинах Д. начал с пересмотра и составления свода основных законов, заслужив у историков звание третьего законодателя афинян после Драконта и Солона (ср. Georg. Sync. 331, 6 Mossham.; о деятельности Д. в Афинах см. Фролов 2003). Особое покровительство Д. оказывал Перипату (ср. D. L. V 2, 39), но в той или иной степени поддерживал всех видных философов Афин своего времени (академика Ксенократа, IV 2, 14, киренаика Феодора, II 8, 101, киника Кратета, VI 5, 90). Лишившись власти в 307 после осады Афин Деметрием Полиоркетом, Д. на 10 лет удалился в Фивы, остававшиеся под контролем Кассандра; по замечанию Плутарха, пребывал в безвестности и влачил жалкое существование (Plut. Quom. adulât. 28, 69cd). С 297 (после смерти Кассандра) Д. - при дворе Птолемея I Сотера как привилегированный царский советник (Plut. De exil. 7, 601f-602a; Reg. et imp. apophth. 189d; D. L. V 78; Cic. De fin. V 19, 53-54). Главным деянием Д. в Александрии, помимо составления законов (ср. Aelian. Var. hist. Ill 17), была инициатива создания Мусейона и Библиотеки (свидетельствующая об этом традиция восходит к «Письму к Филократу» Аристея, апокрифу кон. 2 в. до н. э.); достоверность сведений, восходящих к тому же источнику, о том, что Д. составил проект перевода на греческий язык Священного Писания евреев (об этом говорят Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Тертуллиан) современными учеными, как правило, отвергается. Умер Д. в изгнании, в Египте, вскоре после прихода к власти Птолемея П.

Сочинения. Д. оставил обширное литературное наследие, от которого дошли немногочисленные фрагменты (см. в собрании Ф. Верли). У Диогена Лаэртия приведен каталог, в котором упомянуты 44 его произведения (книга «О законах» упомянута дважды). Преимущественное внимание в своем творчестве Д. уделял традиционной разработке этико-политических вопросов. К этическому разделу относят «Протрептик», «О величии души» (Περί μεγαλοψυχίας), «Об убеждении» (Περί πίστεως), «О МИЛОСТИ» (Пер1 χάριτος), «Об удаче» (Пер1 τύχης), «О благоприятном моменте» (Пер1 καιρόν), «О любви» ("Ερωτικός), «О браке» (Πβρι γάμου), «Об обязанностях» (ПерХ €ττιτ€?>€υμάτων), «О старости», «Апология Сократа» (в каталоге - «Сократ», ср., однако D. L. IX 51) и др. Д. принадлежит древнейшее сохранившееся (у Стобея) собрание изречений Семи мудрецов и первое собрание басен Эзопа. Политической философии и политической истории были посвящены: «О справедливости», «В защиту демократии», «О демагогии», «Об афинском государственном устройстве», «Об афинском законодательстве», «Список архонтов» и др. Были у Д. также труды по риторике и литературоведению. Об афинском периоде своей жизни Д. оставил воспоминания «О десятиле-


304                                                       ДЕМИУРГ

тии», а также «Обличение афинян». Не будучи оригинальным мыслителем, Д. все же оставил заметный след в истории Перипатетической школы; его несомненная заслуга состоит в том, что он перенес опыт перипатетической учености в Александрию, стал инициатором историографических и литературоведческих исследований в Мусейоне.

Высокую оценку Д. можно встретить у Цицерона, который видел в нем идеальное сочетание достоинств государственного деятеля, оратора и философа. В «О законах» Цицерон писал: «Что касается человека... который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто сравнится с Деметрием Фалерским?» (egg. Ill 6, 14)

Фрагм.: Wehrli, Die Schule IV. Demetrios von Phaleron. Basel, 1968.

Лит.: Wehrli F. Demetrios von Phaleron, - RE Suppl. XI, 1968, col. 514 sq.; Gehrke H. J. Das Verhältnis von Politik und Philosophie in den Werken des Demetrios von Phaleron, - ChironS, 1978, p. 149-193; Williams J. MThe Peripatetic school and Demetrius of Phalerum 's reforms, - AncW 15, 1985, p. 87-98; Büchler W. Zur handschriftlichen Überlieferung der Sprüche der sieben Weisen, - NAWG 1989, S. 3-36; Fortenbaugh W. W., Schütrumpf E. Demetrius of Phalerum: Text, Translation and Discussion [RUSCH IX]. N.Bruns.; L., 2000; Фролов Э. Д. Философ у власти: правление Деметрия Фалерского в Афинах, - Академия. Вып. 5, 2003, с. 197-221.

М. А. СОЛОПОВА

ДЕМИУРГ (δημιουργός, от δήμ,ια βργα - народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.

Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определенные общественные обязанности (Thuc. V, 47, 9; 10). Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие некоего мастерства или искусства (τέχνη), со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своем деле, противопоставляя его Ιδιώτης - несведущему, неумелому человеку или просто частному лицу, не владеющему никакой профессией (Plat. Prot. 312b, 322с). В более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо, напр.: пчела есть демиург меда (Julian. Or. 8, 241а), гимнастика - демиург здоровья (Galen. Thrasyb. 813, 18 Kühn), риторика - демиург убеждения (Plat. Gorg. 453а), философ - демиург добродетелей (Plat. Resp. 550d), и т. д.

Платон. В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который впервые называет Демиургом «творца и отца» (ποιητην καΐ патера, Tim. 28c) этого видимого космоса (ср: Resp. VII 530а6; Polit. 270а5, 273b 1). В «Тимее» Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму (Tim. 28а, 29а), создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи («кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости (ανάγκη), мешает ему полностью осущест-


ДЕМИУРГ                                                     305

вить свое намерение. Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным, Tim. 41b): низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания» (41с).

Замечание Платона о том, что в вопросе о происхождении Вселенной следует довольствоваться «правдоподобным мифом» (29d), дало повод некоторым членам Древней Академии (Ксенократ, Спевсипп) истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (Xenocrates, fr. 54 Heinze).

Аристотель подчеркнуто игнорировал Демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения, считая его бессодержательным понятием и поэтической метафорой (Met. I, 991a22-23), и употреблял этот термин только в прямом значении: «ремесленник, мастер». Однако не исключено, что Демиург «Тимея», тождественный причине соединения предела и беспредельного в «Филебе» (Phileb. 27b), повлиял на формирование аристотелевской концепции действующей причины, определяемой как начало соединения формы и материи (см. Ross D. Aristotle's Physics. Oxf., 1955, p. 38). Во всяком случае, более поздние философы прямо соотносили действующую причину Аристотеля с Богом-творцом (Sen. Ер. 65, 7-9; Procl. In Tim. I, 2-3).

Платонизм. Трансцендентное понимание высшего божественного принципа в Среднем платонизме приводит к тому, что функции Демиурга как деятельного начала, непосредственно входящего в контакт с материей в акте творения, зачастую перекладываются на вторичного Бога-посредника, происходящего из первопринципа. Природу этого Бога средние платоники определяют по-разному. Автор «Учебника платоновской философии» Алкиной, опираясь на аристотелевское учение о пассивном и активном уме, понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума, являющегося одновременно умопостигаемой парадигмой космоса (Didasc. X, 2-3). С мировой Душой отождествляют Демиурга также Аттик (fr. 12, Baudry) и Апулей («Платон и его учение» I, 9).

Филон Александрийский приписывает функции Демиурга Логосу - творческой силе верховного Бога («Сущего»), содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю путем превращения идей в имманентные телам сперматические разумные принципы (Opif. 20, Spec, leg. 1,81). Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворожденным Сыном» Бога (Agr. 51) и даже «Богом» в собственном смысле слова, руководствуясь популярной этимологией: θβός - «бог» от τίθημι - «полагать», «устанавливать».

Нумений Апамейский отождествляет Демиурга с божественным Умом, эманирующим из «Бога-Отца», определяемого как умопостигаемое бытие, благо, единое (fr. 21, Des Places). Демиург есть «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружен в материю,


306                                                       ДЕМИУРГ

которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами. Нумений сравнивает эту двойственность Демиурга с положением кормчего на корабле, который вместе со своим судном находится во власти бушующего моря, но при этом устремляет взор ввысь, к неподвижным звездам, прокладывая безопасный путь среди волн (fr. 18).

Однако тенденция закреплять демиургические функции за божеством-посредником не была в среднем платонизме общепринятой. Некоторые философы, в частности Аттик и Никомах из Герасы, были склонны отождествлять Демиурга с первым и высшим Богом. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает все сущее и «над которым нет никакого другого начала» (Procl. In Tim. I, 392,19-21). Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» (δι,ακοσμέίν) его и им «управляет» (διοικεισοαι) (fr. 8, Des Places). Никомах в «Теологуменах арифметики» также отождествляет Демиурга с высшим Богом, описываемым как монада, «искусный ум» и благо ([Iambi]. Theol. arithm., 3-4).

Гностицизм. В гностицизме с его радикальным дуализмом и убежденностью в изначальном несовершенстве этого мира возникает учение о злом или неразумном Демиурге. В системе Валентина Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей - «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создает Д. из собственных страстей - страха и желания вернуться назад в плерому (Iren. Adv. haer. I, 1, 10). Как таковой Демиург имеет душевную природу и располагается над семью кругами неба. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит, и постоянно ошибается. В частности, пытаясь имитировать свойственную эонам вечность, он получает взамен ее бесконечно длящееся время. И хотя сам Демиург убежден, что является единственным Богом и Творцом этого видимого космоса, в действительности его деятельность направляется его матерью Ахамот. Среди множества эпитетов, которыми гностики наделяют Демиурга, есть эпитет «Отец тех, кто справа» и «Демиург тех, кто слева» (Adv. haer. I, 1, 9, 14). Под «находящимися справа» гностики подразумевают бестелесные сущности, подобные самому Демиургу, а под «находящимися слева» - тела. Таким образом в гностицизме, как и в среднем платонизме (Плутарх из Херонеи, Нумений), к кон. 1 - нач. 2 в. н. э. доктринально оформляется различие между демиургической и отеческой функциями богов: если Отцом Бог именуется постольку, поскольку Он производит нечто однородное и единосущное себе (как умопостигаемое бытие - ум, мировая Душа - единичные души и т. д.), то Демиург - поскольку Он создает нечто иное, отличное от себя. При этом отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая - более низкого, так как Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своем порождении, а Демиург - изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.

В неоплатонизме, начиная с Плотина, функции Демиурга прочно закрепляются за Умом - второй после Единого бестелесной ипостасью (Епп.


ДЕМИУРГ                                                     307

II 3, 18). Вступая в полемику с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нем самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя (V 5, 2). В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта. Первым бессмертным творением Ума является мировая Душа. Она также несет на себе часть демиургических функций, оформляя и упорядочивая с помощью «логосов» сферу становления. Проводя параллель с «Тимеем», Плотин отождествляет этот аспект мировой Души с упоминаемыми Платоном «низшими богами», которым всеобщий Демиург доверил творение смертных существ (II 1, 5).

В позднем неоплатонизме с его значительно усложнившейся системой бестелесных ипостасей появляется уже целая «серия» (σβφά) демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. Возглавляет серию «всеобщий Демиург», обычно соотносимый с Демиургом «Тимея». Он обустраивает космическое целое целостным образом, создавая первое и главное в мире: душу, четыре стихии, небеса и божественные светила. У Прокла роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум (νοζρος νους) — последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум (Th. PI. V, 13, 10-20; 15, 18-21). Помимо всеобщей или мыслящей демиургии, создающей космос в целом, Прокл различает еще три вида демиургии низшего порядка: 1) обустройство целого частным образом; 2) обустройство частей целостным образом и 3) обустройство частей частным же образом (V, 13, 42, 7-10). Три последних вида, носящие название «младшей демиургии», осуществляются богами душевной природы: надкосмическими (абсолютно бестелесными), околокосмическими (одушевляющими мир в целом) и внутрикосмически-ми (одушевляющими отдельные тела) соответственно. Последним богом, замыкающим собой всю демиургическую серию, является творец подлунного мира Дионис. В отличие от старших Демиургов, которые в процессе творения остаются обособленными от своих произведений, Дионис сам становится создаваемым им телесным космосом. В результате он смешивается с материей, теряет единство и распадается на множество единичных вещей, что, по мнению Прокла, нашло отражение в орфическом мифе о растерзании этого бога титанами (In Tim. I, 173).

Лит.: Ambelain R. La notion gnostique du Démiurge dans les Ecritures et les traditions judéochrétiennes. P., 1959; Doherty K. F. The Demiurge and the Good in Plato, - NSchol 1961, p. 510-524; Légido Lopez M. El problema de Dios en Platon. La teologia del demiorgo. Salamanca, 1963; Robinson T. M. Demiurge and World Soul in Plato's Politicus, - AJP 88, 1, 1967, p. 57-66; Dillon J. The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977,19962 (рус. п^.-.ДиллонДж. Средние платоники. СПб., 2002); MansfeldJ. Bad World and Demiurge: A «Gnostic» Motif from Parmenides and Empedocles to Lucretius and Philo, -Studies in Gnosticism and Hellenistic Religions. Presented to Gilles Quispel on the occasion of his 65th Birthday. Ed. by R. van der Broek, M. J. Vermaseren. Leiden, 1981, p. 261-314; Deuse W. Der Demiurg bei Porphyrios und Iamblich, - Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. ν. С. Zintzen. Darmst., 1997, S. 238-278; Perl Ε. D. The Demiurge and the Forms: A Return to the Ancient Interpretation of Plato's Timaeus, - AncPhil 18, 1998, p. 81-92; Halfwassen J. Der Demiurg: Seine Stellung in der Philosophie Piatons und seine Deutung im antik-


308                                                     ДЕМОКРИТ

en Piatonismus, - Piatons «Timaios». Beitrage zu seiner Rezeptions-geschichte. Hrsg. von A. B. Neschke-Hentschke. Louvain; Leiden, 2000, S. 39-61; Opsomer J. Demiurges in Early Imperial Platonism, - Hirsch-Luipold R. (hrsg.). Gott und Götter bei Plutarch. Götterbilder-Gottesbilder-Weltbilder. В., 2005, S. 51-99; Бородай Т. Ю. Образ мастера и значение слова «демиург» в диалогах Платона, - ВДИ, 1983, 4, с. 119-130.

С. В. МЕСЯЦ

ДЕМОКРИТ (Δημόκριτος) из Абдеры (ок. 460/457 - ок. 360 до н. э.), греческий философ, основоположник атомистического учения.

Жизнь и сочинения. Родился в г. Абдера во Фракии. Дата рождения философа уже в Античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору Афинскому - 460/457 (80-я ол.), согласно Трасиллу, издателю сочинений Д. и автору «Введения в чтение книг Демокрита», - 470 (3-й год 77-й ол.). Обе датировки, из которых более предпочтительной признается первая, дошли в передаче Диогена Лаэртия (D. L. IX, 41 = φρ. Ι Лурье). Согласно передаваемой Диогеном легенде, учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Д. за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом (фр. XI Лурье). По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах (в это время предполагается его знакомство с учением Сократа). Возможно, Д. встречался в Лампсаке со своим старшим современником Анаксагором (известна фраза из его «Малого миростроя», что он «был молод, когда Анаксагор был стар»). Умер Д. на родине, прожив около ста лет (фр. XLVIII-XLIX Л.) и став, т. обр., одним из самых знаменитых философов-долгожителей Античности. Традиционно считается, что наибольшее влияние оказал на Д. атомист Леекипп, однако именно с именем Д. связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Греции: милетской (натурфилософия), элейской (онтология) и пифагорейской (универсальный кван-титативизм).

Д. приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий согласно изданию платоника Трасилла в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т. ч. медицине (фр. CXV = D. L. IX 46-49); также ему приписывали «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейскую книгу» - в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) - среди философов, которые оказали влияние на Д., это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой миро-строй» (Μέγας διάκοσμος) и «Малый мирострой», вероятно посвященные, соответственно, устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Д., последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Д. сохранили скептики, считавшие его одним из предшественников пирроновского скептицизма.

В Античности Д. был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений - об этом говорят Цицерон («яс-


ДЕМОКРИТ                                                    309

ный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит - «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Д., Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых (фр. 827). Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет, «установленное законом» (= по соглашению, νόμω) и существующее «на самом деле» (èrefj).

Физика. Учение о началах. Атомы и пустота - универсальные первоначала и главная антитеза плюралистической онтологии Д. Атом (ή ατομος ουσία, «неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Д. вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если бы атомов не было, процесс деления любого тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота (k€vov) в системе Д. выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище». Называя пустоту «небытием», Д. явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле» (етет}), благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (8ev, неологизм Д., в переводе Лурье «уль», фр. 197), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть -значит быть чем-то, быть чем-то - значит быть телом, быть телом - значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто (où8ev, «нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более "нечто", чем "ничто"», μη μάλλον то 8ev η то μη8έν (φρ. 7; 78) — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Д. Все атомы, число которых бесконечно, вечно движутся, и даже внутри твердых тел они совершают колебательные движения («трясутся во все стороны»). Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся в вихревом космогенезе - космос Д. полностью механистически детерминирован.

Друг от друга одинаково плотные атомы отличаются тремя свойствами: «фигурой» (ρυσμός), «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Если немного изменить аристотелевский пример с буквами (см. Met. I 4), то В отличается от в размером, В от Ρ - фигурой, а Р от Ь - поворотом; четвертая отличительная характеристика - «порядок» - относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т. д.), вследствие чего составленные из атомов тела обладают разнообразными качествами. Фигуры (формы) атомов бесконечно разнообразны, ибо, согласно принципу «исономии», нет основания предпочесть одну форму другой и ограничить таким образом количество форм атомов («не более "такое", чем "такое"», μη8βν μάλλον τοιούτον η τοιούτον, φρ. 147). При этом все рассуждения о формах атомов полностью умозрительны, ибо атом как таковой не доступен чувственному восприятию (άτταθής) и сам Д. называл свои ато-


310                                                      ДЕМОКРИТ

мы ι'δβαι («виды», «формы»), введя этот термин еще до Платона для обозначения сущности, усматриваемой лишь мыслью (фр. 198).

В согласии с законом сохранения бытия («из ничего ничего не бывает») возникновение и уничтожение сложных тел происходит путем соединения и разъединения атомов. Четыре элемента физического мира - огонь, воздух, вода и земля - тоже состоят из атомов. Только атомам огня Д. приписывал определенную форму - шарообразную (ибо шар - наиболее подвижная из всех фигур), об остальных трех элементах известно, что у них форма одинаковая, но величина разная: самые большие атомы земли, самые мелкие у воздуха. Эти три элемента представляют собой смесь атомов всех форм, по этой причине они могут взаимопревращаться: путем выделения более крупных атомов вода может превратиться в воздух, или земля -в воду (критику этого воззрения с замечанием о том, а как же тогда возможен обратный процесс, см. Аристотель, «О небе» III4).

Имеются расхождения в свидетельствах о том, обладают ли атомы весом: согласно Аристотелю и Теофрасту, вес атомов Д. пропорционален их величине (фр. 368; 369), Аэтий и Цицерон отрицают наличие у атомов веса (фр. 365).

Космогония, космология и астрономия. Бесконечные по числу атомы непрерывно движутся в бесконечной пустоте; сталкиваясь друг с другом и сцепляясь благодаря неровностям своих форм, они «переплетаются» и образуют бесчисленные миры (космосы). Наш космос образовался благодаря некоему спонтанному «Вихрю» (Αίνη, ср. то же у Анаксимандра и Анаксимена), вызванному огромным стечением атомов, прорвавшихся в «великую пустоту» (фр. 288-291). В результате этого вихревого движения, ставшего результатом неоднородного распределения атомов в пустоте, произошла их первичная сортировка - подобные атомы к подобным, причем более крупные оказались в центре, и из них произошла Земля (фр. 370). Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала, влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась, и из нее формировались звезды. Земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» — «нет причины, почему бы она устремилась скорее в одну, чем в другую сторону» (фр. 379; 403), она остается неподвижной (в том смысле, что не перемещается, но «только сотрясается»), а небосвод, т. е. воздух, вращается вокруг Земли и не дает ей падать, хотя сама она тяжелее воздуха (фр. 378). Форма ее круглая в поперечнике, но выпуклая к середине (фр. 404-405), а длина в полтора раза больше ширины (фр. 407). Ближе к Земле располагается Луна, дальше всего - Солнце, все остальные планеты - между ними, на крайней периферии располагаются звезды (фр. 389). При своем вращении Солнце и звезды расточают свою материю, но и впитывают извне, что и называлось доксографами «питанием от испарений» (фр. 397). Космос существует, пока оказывается способен присоединять к себе материю извне, в противном случае начинается его распад (фр. 391, 393). По мнению Д., Солнце и Луна возникли отдельно от нашего космоса при незавершенных космогонических процессах (фр. 395), а потом вошли в наш космос, где раскалились и приобрели нынешнее огненное состояние. Луна светит отраженным светом («питается от Солнца»), но имеет также и собственное свечение цвета раскаленного угля, что видно во время лунных затмений










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: