double arrow

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования


 

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского.

Так, И.Я. Лернер и М.Н.Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.[9, с. 34-35]

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы внес польский дидакт В. Оконь. В отличие от отечественных авторов теории общего среднего образования (В.В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я. Лернера, Л.Я. Зориной, М..Скаткина и др.), В. Оконь предложил выделять два аспекта результатов образования: предметный и личностный. Предметный аспект связан с познанием объективного мира и приобретением умений и навыков, позволяющих принимать участие в его преобразовании. Личностный аспект предполагает познание самого себя, формирование мотиваций, интересов, приобретение умений и навыков, способствующих самоформированию.




Концепция образованности стала разрабатываться отечественными учеными как своеобразный ответ на кризисную ситуацию в образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью повысить качество образования и невозможностью решить эту задачу за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. В современной литературе по данной проблеме выделилось несколько подходов к обоснованию и определению сути образованности.

Первый подход представлен работами петербургских ученых (А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова, О.Е. Лебедев и др.)[1 c.2-4] Образование, с позиций данного похода, - это процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысления собственного опыта обучаемых. Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. С точки зрения предлагаемого подхода, формирование знаний не является главной целью образования. Знания являются средством решения проблем. Причем уровень решения проблем определяет достигаемый уровень образованности личности. Становление образованности рассматривается в рамках следующих уровней: элементарная грамотность - освоение элементарных средств учебно-познавательной деятельности (чтение, письмо, счет); функциональная грамотность - умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний; компетентность - умение решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний. Уровни образованности взаимосвязаны, но автономны. Предлагаемый подход хорошо согласуется с мировой образовательной политикой. В тоже время следует констатировать, что разработка концепции образованности не доведена до стадии разработки дидактического инструментария, не определены критерии дифференциации уровней образованности, не разработаны показатели достижения каждого уровня и способы выявления достигнутого уровня образованности.







Сейчас читают про: