Как уже отмечалось, учебный год в «Школе социальной деятельности подростка» представляет систему образовательно-деятельностных блоков. Основные блоки следующие: «Суриковский родник», «Красноярск изначальный», «Красноярск современный» - реализация в 6-х классах, «Великие географические открытия», «Возрождение», «Масленница», «Гражданин» - реализация в 7-х классах, «Город», «Традиции народа живут и сейчас» - реализация в 8-х классах.
На примере блока «Город» рассмотрим его реализацию и проживание школьниками.
Общий замысел проекта: формирование представлений учащихся о реальных проблемах города и горожан.
Организаторами совместно со школьниками придуман примерно следующий сценарий: президент города и городской совет утверждают программу развития города путем представления и принятия пакета законопроектов.
Первым шагом было разделение детей на группы. Каждая группа выдвигала кандидатуру в президенты «города». В результате выборов победил кандидат, набравший большее количество голосов. Следующим шагом было составление довольно широкого списка названий комиссий, которые должны работать в «городском совете».Затем методом рейтингового голосования была осуществлена процедура выбора наиболее значимых (с точки зрения учащихся) комиссий в «городской совет». Выявленные 6 комиссий: «Образование», «Экономика и финансы», «Безопасность», «Коммунальное хозяйство», «Туризм, спорт, экология» и «СМИ». В результате жеребьевки каждая группа учащихся стала представлять комиссию в «городском совете». На следующем занятии педагог объяснил, что каждой комиссии необходимо будет представить законопроекты для обсуждения в законодательном органе, и сформулировал основные требования, которым должны отвечать законопроекты:
|
|
- экономическая целесообразность;
экологическая безопасность;
соблюдение прав человека.
На последующих занятиях подростки представили законопроекты для обсуждения. Во время бурных диспутов было принято большинство из представленных законопроектов. Заключительным этапом стала рефлексия, фиксация и закрепление реальных знаний, умений и навыков, способностей, сформированных у каждого ребенка в процессе этой работы.
Естественно, что в процессе подготовки проекта ребята консультировались у учителей, ведь каждая группа работала под руководством и при содействии назначенного руководителя.
На основе знаний и собственного опыта, полученного в ходе проживания модуля, у ребенка формируются знания, представление о реальных экологических проблемах города, района, людей, населяющих район, формируется мотивация на решение этих проблем. Реальная деятельность по решению проблем требует и обеспечивает возможность развития экологической компетентности, составляющими которой являются не только когнитивная составляющая (знания), но и поведенческая, эмотивная (отношение к проблемам).
|
|
«Суриковский ключ».
Общий замысел проекта: развитие духовно - нравственной и экологической культуры через общественно - полезную деятельность детей по восстановлению родника Сурикова.
В окрестностях Ветлужанки находится историческое место - сенокосы семейства Суриковых и родник. В этом месте В.И.Суриков любил отдыхать и работать, черпал материал для многих своих работ.
Суриковский ключ находится недалеко от места расположения экспериментальной школы-лицея №1. Этот объект природы является комплексным, т.е. на этом объекта возможно проведение занятий как гуманитарного, так и естественнонаучного направления.
Работа по проекту организуется следующим образом:
1. Перед выходом на экскурсию для учеников проводятся «установочные» уроки, где рассказывается о предстоящей деятельности, даются знания, необходимые для выполнения практических заданий, происходит выбор практических заданий и комплектование творческих групп. (от 3 до 5 уроков по предметам, включительно в блок).
2. Собственно экскурсия, в которой вместе с организатором принимают участие учителя - предметники в качестве консультантов по практическим заданиям.
3. Работа по сбору материалов, выполнение практических заданий на месте. Каждый ученик может выполнить по 1-5 предмету, в зависимости от интереса и возможностей.
4. Самостоятельная работа: обработка собранного материала и т.п.
5. Реализация творческих действий по благоустройству места экскурсии
6. Праздник: публичная защита научных и практических работ, выпуск газеты, постановка спектаклей, выставка работ и т.п.
7. Рефлексия: фиксация индивидуальной деятельности каждого учащегося, оформление и закрепление изученного материала, фиксация «точек затруднения»; выделение возможных сфер социального действия.
Использование экскурсий на Суриковский родник позволяет решать как многие задачи развития ребенка (гражданственность, эстетическое, духовное, экологическое развитие и т.д.), так и привлекать и содействовать улучшению ряда предметов школьной программы:
· литература и родная речь
· математика и экономика
· химия
· краеведение и география
· биология
· обж, валеология
· изо
· экология
В процессе проживания данного модуля школьники участвуют в мероприятиях по улучшению экологического состояния ключа, следовательно, у них не только формируются знания об экологических проблемах, Суриковского родника в частности и всего земного шара в целом, но также развиваются навыки и умения для осуществления такого рода деятельности.