Глава 3. Исследование возможности формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов

Условия формирования компетентностей

 

Как видно из предыдущих глав, в современной школе назревает необходимость в применении эффективных методов обучения, которые будут формировать у школьников знания и умения, применимые для решения задач в различных сферах практической деятельности. Непременное условие развития таких знаний и умений - участие учащихся в деятельности, направленной на решение проблем окружающей действительности. Приобретенный опыт решения проблем, развитие мотивации на решение проблем, опыт практической деятельности, соответствующее социокультурное окружение (не только класс, но и все пространство вокруг ребенка) - вот основа для формирования образовательных результатов, называемых компетентностями. Оптимальными условиями для формирования компетентностей располагает метод проектов.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, основными структурными элементами метода проектов являются:

· наличие актуальной, сущностной проблемы (задачи);

· процесс мотивированного и целенаправленного решения задачи,

предполагающий участие школьников в деятельности (самостоятельной, групповой);

· рефлексия, через которую происходит фиксация результатов обучения, возникших новообразований.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что образовательные возможности метода проектов соответствуют условиям для формирования компетентностей.

Рассмотрим возможность формирования экологической компетентности учащихся, участвующих в проектной деятельности, на примере «Школы социальной деятельности подростка», работающей на базе лицея №1 г. Красноярска.

 

Анализ образовательных программ и технологий «Школы социальной деятельности подростка»

Инициатива данной школы:

· создание социально- образовательного пространства в школе, обеспечивающего эффективное развитие подростка, отвечающего условиям современного социоэкономического развития страны;

· разработка, апробация и внедрение образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям современных, подростков социально-образовательным условиям внешней среды;

· разработка современных средств формирования компетенций человека и др.

Главной целью «Школы социальной деятельности подростка» является создание условий эффективного решения задач развития в подростковом возрасте, таких как:

    создание условий для реализации социальной деятельности внутри учебной (социально - учебная деятельность) и для целенаправленного формирования компетенции подростков в деятельности;

    создание условий для деятельностной самореализации подростков;

    демократическая организация всего устройства школьной жизни;

    создание условий для поэтапного овладения различными видами деятельности (учебной, предметной, художественно-эстетической, экологической) в социальной сфере;

    сохранение и развитие познавательной мотивации в подростковом возрасте.

Учебный год планируется как система образовательно-деятельностных блоков (модулей), сочетающих возможность различных типов деятельности ребенка (учебной, исследовательской, социальной, практико-ориентированной и т.п.), с изучением освоения материала по разным предметам школьного обучения. Одной из основных идей проекта является реализация коллективных творческих проектов группами учащихся под руководством и при содействии педагогов, при этом реализуется принцип свободного выбора темы (направления). На самом деле ребенок оказывается в ситуации выбора несколько раз, он выбирает тему, выбирает форму работы (индивидуальная или групповая), способ освоения предмета (практический или научный), выбирает роль в группе учителя. Вся работа в рамках реализации проекта направлена на получение конкретного продукта, смысл которого явлен ученику, и поэтому не требуется дополнительная учебная мотивация. При этом для ученика целью становится не обучение, а получение продукта, а обучение, развитие, приобретение новых способностей происходит как бы само по собой, в процессе осуществления продуктивной деятельности. По окончании программы блока проводится обязательная «остановка», рефлексия, фиксация и закрепление реальных знаний, умений, навыков, способностей, сформированных у каждого ребенка в процессе этой работы, а так же прохождение учебной программы по различным предметам.

Таким образом, реализация программы «Школы социальной деятельности подростка» может обеспечить формирование компетентности, т.к. школьники принимают участие в овладении различными видами деятельности (художественной, исследовательской, экологической и др.) следовательно, у них формируются соответствующие знания, умения и навыки, познавательная мотивация, нормы поведения - все эти компоненты являются составляющими компетентности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: