Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы

 

Второй подход охарактеризован в работах крупного отечественного философа образования Б.С. Гершунского, выдвинувшего на первый план необходимость целенаправленного поиска инвариантных общих идей, которые могли бы обеспечить интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином мировом образовательном пространстве. В качестве ведущей идеи, по мнению Б.С. Гершунского, может выступать разработка комплекса междисциплинарных проблем стандартизации ожидаемых и желательных результатов образовательной деятельности. Причем решение этой проблемы возможно только на основе реальной оценки собственной образовательной сферы и сравнения уровня образования с международным уровнем высших образовательных достижений. Лишь при выполнении такого условия страна может рассчитывать на полноправное и многоаспектное партнерство в мировом сообществе, конкурентоспособность экономики, уважение к духовным, культурным и ментальным традициям и ценностям ее народа. В связи с этим Гершунский Б.С. предлагает рассматривать иерархическую образовательную "лестницу" восхождения человека ко все более высоким образовательным результатам: грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет. В тоже время он обращает внимание на сложность адекватной оценки таких глобальных результатов образования, одновременно предостерегая, что и "оставлять без внимания эту проблему тоже нельзя". Решение проблемы он видит в разработке междисциплинарных критериев опосредованной, косвенной, пролонгированной (мониторинговой) оценки ментальных параметров по их проявлениям в конкретных жизненных ситуациях и в системе разнообразных отношений личности и общества в целом к тем или иным жизненным коллизиям. Без решения этой трудоемкой задачи невозможно говорить о целостной оценке результативности образовательной сферы. Обозначенные в обоих подходах компоненты образованности выстроены в весьма условной последовательности. Это лишь направление становления личности, но жесткого разделения этих компонентов и этапов их формирования быть не может, они, по сути, взаимосвязаны и взаимодополняемы.

Третий подход охарактеризован в документах Совета Европы. Данный подход предполагает выделение пяти групп ключевых компетенций. Общая тенденция в реформировании общего среднего образования в мире связана с распространением понятия "компетенции". Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. С.Е.Шишов и В.А.Кальней рассматривают компетенцию как способность находить знания и обнаруживать умения, необходимые для решения той или иной проблемы, при этом они подчеркивают, что компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Совет Европы определил пять групп ключевых или приоритетных компетенций, которыми должны овладеть учащиеся по окончании средней школы. К ним отнесены: социальные компетенции связанные со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в различных социальных группах, брать ответственность на себя; поликультурные - предполагающие способность взаимодействия с другими культурами, странами и народами, понимания их различий; языковые компетенции связанные с владением несколькими языками (включая компьютерные языки), необходимыми для устного и письменного общения; информационные компетенции предполагающие владение новыми технологиями, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации; предметно - деятельностные компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

В структуре ключевых компетентностей, [14, с.12-14] по мнению разработчиков проекта модернизации общего образования, должны быть представлены компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в бытовой сфере; в сфере культурно - досуговой деятельности. В области каждой компетентности фиксируется три уровня ее освоения, каждый из которых имеет определенную значимость для жизни: минимальный, продвинутый, высокий. Для каждого уровня предусматривается своя цель, свои результаты, ступень, на которой он должен быть достигнут, и зачетные баллы, которые этот уровень дает. Выпускник может оцениваться на любом из уровней по выбору, в том числе и на минимальном. Школа же оценивается по тому, сколько учеников и когда достигли того или иного уровня по каждой из компетентностей. Предлагаемый в документах по модернизации общего образования подход к определению ключевых компетентностей соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО - научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).

В сложившейся ситуации в Российском образовании, когда происходит переориентация целей и содержания образования, возникает необходимость и в модернизации самого процесса обучения, т.е. возрастает необходимость применения новых, более эффективных методов обучения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: