Описание исследования, представление и анализ результатов

 

Данное исследование проводилось в лицее №1 г.Красноярска в экспериментальном - 8»б» классе, принимавшем участие в реализации проектов «Школы социальной деятельности подростка», начиная с 6-го класса, т.е. фактически третий год обучающийся по методу проектов, и контрольном - 8 «г» классе, который не принимал участия в работе «Школы социальной деятельности подростков». Средний возраст учащихся, которые принимали участие в исследовании - 13-14 лет.

Исследование проводилось по типу «только после», т.е. экспериментальная и контрольная группы не оценивались подобным образом до проведения эксперимента. В ходе исследования учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты. (Приложение 1).

Вопросы анкеты составлены на основе понятия компетентности, которое включает не только когнитивную составляющую (знания), но и поведенческую (деятельность) и эмотивную (отношение к проблемам). Анкета включает десять вопросов, четыре из которых (3,4,5,7) направлены на выявление экологических знаний, три (8,9,10) на выявление экологической деятельности и поведения, три (1,2,6) на выявление отношения к экологическим проблемам. Были получены следующие результаты:

 

 

Количество учащихся, ответивших на вопросы, выявляющие:

  Знания Деятельность, поведение Отношение к проблемам
Экспериментальный класс 81% 73% 78%
Контрольный класс 74% 45% 53%

Результаты анкетирования показывают, что уровень экологических знаний у учащихся экспериментального и контрольного классов существенно не отличается, большая разница в показателях ответов на вопросы, касающиеся экологического поведения и отношения к экологическим проблемам. Это объясняется тем, что школьники, включенные в эксперимент, принимали активное участие в экологических мероприятиях, у них более развиты навыки и умения, необходимые для участия в них, с целью решения проблем, у них сформировано представление об экологических проблемах и формируется мотивация на решение этих проблем.

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что экологическая компетентность сформирована у 89% учеников экспериментального класса, т. к. учащиеся показали не только высокий уровень знаний, но и сформированность эмотивной составляющей компетентности (отношение к проблемам), и высокий уровень деятельностного включения в решение проблем окружающей среды. У контрольного класса обнаружили, что экологическая компетентность сформирована всего у 47% учащихся: при довольно высоком уровне знаний, низкий уровень деятельностного включения в решение экологических проблем и несформированность эмотивной составляющей компетентности у 50% учеников класса.

Резюмируя, все вышесказанное, можно утверждать, что у школьников, принимающих участие в проектной деятельности, формируется экологическая компетентность.

 


Заключение

В ходе проведенной нами работы были рассмотрены различные концепции содержания образования и проанализированы методы, с помощью которых они могут быть реализованы. Опираясь на компетентностный подход, было сформулировано понятие экологической компетентности, которое включает когнитивную, эмотивную и поведенческую составляющие. Также были предложены принципы и условия ее формирования. Основополагающим условием является участие школьников в деятельности, организованной для решения поставленной проблемы. В результате поиска путей решения задач у детей формируются знания, умения, навыки, применяющиеся в различных сферах жизнедеятельности.

В параграфе 3.1 мы пришли к выводу, что оптимальными условиями для формирования экологической компетентности располагает метод проектов. Его главный тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить». Результаты проведенного нами исследования также свидетельствуют о том, что экологическая компетентность формируется в рамках проектной деятельности, и следовательно, можно говорить о подтверждении выдвинутой в начале работы гипотезы.

В настоящее время компетентностный подход является инновационным в российской педагогике. На него следует обратить особое внимание, т. к. он представляет собой весьма перспективное течение в образовании, стремящееся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

 



Список литературы

 

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Компетентностный подход к обновлению школьного образования как необходимое условие интеграции России в мировое сообщество // Педагогика новому веку: идеи на будущее: Межрегиональный сборник научных трудов/Под.ред. А.П.Тряпицыной и др. В 2-х ч. - СПб.2000.

2. Гессен С.Н. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ Отв. ред. и сост.П.В.Алексеев. - М.: «Школа-Пресс»,1995.-448с.

. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.:Народное образование, 2001. - 496 с.

. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1989. 380 с.

.Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М. - Рига: НПЦ «Эксперимент»,1998, -180с.

. Леднев В.С. Содержание образования: Учебн. пособие. - М.:Высш.шк.,1989.-360с.: ил.

.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4- е изд. - М.: Высш. Ш, 1999.- 445 с.

.Педагогика: Учебн. Пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./Под. ред. П.И. Пидкасистого - М.: Российское педагогическое агентство,1996. - 604 с.

. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.:Школа-пресс,1998.-512с.

.Педагогическая энциклопедия/ Под ред.И.А. Каирова - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.

11. Подласый И.П.

Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. уч. Заведений: В 2-кн.- М.:Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

. Саранцев Г. И. Диалектический подход к осмыслению категории «знание»// Педагогика. - 2001. - №3.

.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256 с.

. Стратегия модернизации содержания общего образования. М.: Народное образование, 2001. - 496 с.

. Теоретические основы содержания общего среднего образования./Под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера - М.: Педагогика, 1983 - 352 с.

.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Гардарики, 1999.-519с.

.Хуторский А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе // Педагогика. - 2000. - №4.

. Федоров Б.И., Перминова Л.Н. Некоторые аспекты развития современной дидактики // Педагогика. - 2000. - №3.

. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. - Красноярск, 1998. - Красноярская краевая организация общества «Знание» России (проект «Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири»), 1988 - 240 с.

20. http://www.government.ru/government/za

 



Приложения

 

Приложение 1

Анкета

2. Насколько экологически целесообразно устроен ваш кабинет

3. Как ты считаешь, ваш школьный двор достаточно благоустроен с экологической точки зрения? Что ты можешь предложить по его благоустройству?

4. По твоему мнению, какие причины лежат в основе ухудшения экологической обстановки в г. Красноярске?

5. Перечислите известные вам загрязнители (атмосферы, воды, почвы) в вашем районе, в г.Красноярске?

6. Перечислите известные вам очистители воздуха в вашем кабинете?

7. Назови основные очистители воздуха г.Красноярске? Какие способы очистки воздуха можешь предложить?

8. Назовите экологически вредные народные традиции.

9. Какими действиями и поступками вносите свой вклад в ухудшение экологической обстановки в городе, районе и на планете в целом?

10.Какие конкретные мероприятия по улучшению экологической обстановки в городе Красноярске можете предложить, в каких реально могли бы поучаствовать?

11.Участвовал ли ты в каких - либо акциях по благоустройству района, города, если да, то в каких?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: