Структурирование процессов и управление процессами управления ценовой политикой компании

 

Поскольку в процессе ценообразования приходится учитывать множество взаимозависимых переменных, большое значение приобретает правильная организация и субординация этого процесса. При планировании ценовой политики необходимо учитывать несколько существенных принципов:

• ценовая политика несет в себе довольно высокие риски для фирмы;

• ценовая политика не может дать однозначных, единственно правильных рецептов или формул на все случаи жизни;

• ценовая политика должна иметь как долгосрочную, так и краткосрочную ориентацию.

С учетом названных принципов необходима структуризация процесса ценообразования, выделение в нем основных этапов работы и затем — правильная организация этого процесса. Основные фазы оптимизации процесса ценообразования, или этапы организации этой работы, могут быть определены как:

• постановка задач и разработка целей ценовой политики;

• поиск путей решений и альтернатив;

• согласование и обобщение информации;

• принятие ценовых решений;

• реализация и контроль.

Содержание различных этапов этого процесса можно выразить в форме рекомендаций для его исполнителей, которые приводятся ниже (табл. 1.6).

Таблица 1.6. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПОВ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ КОМПАНИИ

Этап управленческого процесса Ключевые мероприятия и рекомендации по их выполнению
Этап 1. Первая составляющая планирования ценовой политики Правильно сформулировать цели: а) обеспечить ясную постановку, содержательность и пооперационную разбивку системы целей; б) расставить приоритеты и ясные отношения целей; в) добиться правильного понимания соответствующей цели ценовой политики каждым ее исполнителем
Этап 2. Вторая составляющая планирования ценовой политики Определить альтернативы: а) выявить достаточное число альтернативных вариантов достижения поставленных целей ценовой политики; б) избегать традиционных штампов мышления, проявить творческий подход
Этап 3. Третья составляющая планирования ценовой политики Охватить всю важную информацию: а) отбирать актуальную и значимую для будущего информацию о покупателях и конкурентах; б) осознать и добиться, чтобы ценовая информация не только описывала события прошлого, но и была ориентирована на будущее; в) включить исследователей рынка в решение своих проблем ценовой политики; г)    не допускать, чтобы информация об издержках стала определяющей для выбора альтернатив ценовой политики; д)    обсудить аспекты, связанные с издержками, с работниками бухгалтерии; е)    проанализировать последствия выбора отдельных альтернатив в отношении ограниченности ресурсов, наличия мощностей, состояния технологии производства, наличия финансовых ресурсов (Cash-flow), доли рынка и получаемой прибыли
Этап 4.Принятие управленческого решения Принять правильное решение о ценах: а)    полностью использовать имеющуюся информацию; б)    упорядочить все основные переменные по степени важности; в)    провести анализ чувствительности к ценам, чтобы выявить важнейшие переменные; г)    учесть человеческие и организационные проблемы принимаемого решения; д)    учесть долгосрочные последствия своего решения; е)    учесть жизненный цикл продукта ж)   учесть полученный опыт при расширении производства
Этап 5. Реализация ценовой политики Обеспечить обратную связь и контроль: а)    принять меры для согласования ценового решения с общей маркетинговой стратегией; б)    обеспечить систему получения информации от всех ответственных подразделений о результатах различных ценовых решений

 

Весь процесс делится на пять укрупненных этапов ценообразования, которые, в свою очередь, подразделяются на основные подпроцессы, в реализации которых принимают участие различные подразделения предприятия. Задача руководства предприятием состоит в том, чтобы правильно организовать и регулировать этот процесс. Таблица содержит некоторые рекомендации относительно того, какие службы (или подразделения предприятия) могут быть вовлечены в процесс ценообразования на его различных этапах (см. табл. 1.7).

 

Таблица 1.7 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ В КОМПАНИИ

Содержание процесса Форма процесса Ответственные подразделения
1. Ценовой анализ • Анализ клиентов. • Анализ конкуренции. • Анализ издержек. • Стратегический анализ • Маркетинг. • Продукт-менеджмент. • Исследование рынка. • Контроллинг. • Сбыт. • Высший менеджмент. • Производство..НИОКР
2. Расчеты цен • Составление прайс-листов. • Дифференциация цен и согласование прайс-листов • Контроллинг. • Маркетинг. • Сбыт
3. Установление цен и организация работы с ценами • Принятие ценовых решений. • Организационные аспекты реализации ценовой политики • Высшее руководство
4. Введение цен (реализация решений) • Ценовая реклама. • Переговоры о ценах. • Установление трансакцион-ных цен (лестницы реальных цен) • Сбыт. • Реклама (или рекламное агентство)
5. Ценовой контроллинг • Анализ реальных цен и оценок клиентов. • Информационное обеспечение • Контроллинг. • Маркетинг

 

ЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ОТ ФАЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА

Факторы

Фаза жизненного цикла товара

  Внедрение Рост Зрелость Упадок
Позиция товара на рынке Сильная, благодаря новой конструкции (дизайну), уникальным потребительским свойствам Товар модернизируется, появляются его разновидности с функциональными техническими особенностями. Достигается высокое качество. Появляются конкуренты Высокое качество товара сохраняется. Замедляется процесс модернизации товара Рынок начинают завоевывать конкурирующие товары более высокого качества с новыми потребительскими свойствами
Особенности производства и распределения товара Недозагруженность производства. Выпуск товара малыми и средними партиями. Высокая себестоимость. Использование специально выделенных каналов распределения Дефицит производственных мощностей. Массовое производство. Товарорас-пределение осуществляется по каналам массового сбыта Некоторый избыток производственных мощностей. Применяются отработанные технологии. Товар выпускается партиями. Высокие затраты на распределение вследствие расширения ассортимента Значительный избыток производственных мощностей. Использование лишь некоторых каналов распределения
Условия конкуренции Конкурируют немногие фирмы Число конкурентов возрастает и становится значительным Наблюдается конкуренция цен. Увеличивается число конкурирующих товаров, замаркированных различными товарными знаками Снижаются уси-лия производителя в конкурентной борьбе
Поведение покупателя Покупатель инертен. Его необходимо убедить опробовать новый товар Контингенты покупателей расширяются Массовый рынок насыщен товаром. Потребитель склонен к повторным многократным покупкам товара и предпочитает его конкурирующим товарам Покупатель хорошо знает товар и его конкурентов
Особенности рекламных кампаний Высокие расходы на рекламные кампании относительно объема реализации товара Расходы на рекламные кампании несколько снижаются Сегментация рынка. Расходы на дополнительные рекламные кампании для осведомления потребителей о расширении ассортимента товара с целью продления его жизни на рынке Низкие расходы на рекламные кампании
Цена товара и прибыль от его реализации Высокие цены. Низкая прибыльность в связи с ограниченным производством и высокими стартовыми затратами Цены снижаются в ходе конкуренции. Высокие прибыли от массовой реализации Цены и прибыль дифференцированы. Устанавливается структура цен. Рынок разделяют конкурирующие фирмы Цены дифференцированы, затем низкие це- ны и прибыль (в конце фазы возможен рост цены в результате редкости товара)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: