Тема 2. Виды и структура цен

 

Понятие и функции цены

´ В самом общем виде, цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

´ Цена

 

´ Цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.

Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»:

  1. учетная
  2. перераспределительная
  3. стимулирующая
  4. функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.

  Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства.

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда.

 

2. Виды цен

´ Система цен

 

´ Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы, несет строго определенную экономическую нагрузку.

 

Всю систему цен можно подразделить на цены внутреннего и мирового рынков. Если в основе мировых цен лежит международная стоимость, то цены внутреннего рынка опираются на величину национальной стоимости товаров. Остальное зависит от трех показателей:

- Уровня производительности труда в стране;

- Структуры национального производства;

- Уровня инфляции.

Внутренние цены можно классифицировать по нескольким признакам:

Признак классификации Виды цен Содержание

Уровень либерализации

Фиксированные    
Регулируемые    
Свободные  

Сфера оборота или отраслевая форма продукции

Оптовые цены на продукцию промышленности  
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию  
Цены на продукцию строительства  
Тарифы на транспорт и в сфере услуг  
Розничные цены  

Стадии товародвижения

Цены предприятия  
Цена реализации    

Территориальное распространение

Национальные  
Местные  
Количество затрат на доставку, включаемых в цену Франко (итал. - свободный, свободный от оплаты)  

Характер использования цен

Справочные    
Цены фактических соглашений    
Стартовые    
Лимитная цена    
Залоговая цена    
Сезонные  

 

Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложение деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются:

Себестоимость производства и реализации товаров

Прибыль изготовителя

Косвенные налоги

Посредническая надбавка

Торговая надбавка

акцизы НДС Издержки посредника Прибыль посредника НДС посредника Издержки торговли Прибыль торговли НДС торговли

Цены оптовые изготовителя

               

Цены оптовые отпускные

           

Цены оптовые закупки

     

Цены розничные

 

Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными расчетными ценами.

Оптовая (снабженческо-сбытовая) – доход оптовика. Состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовика. Надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. Надбавка может быть выражена как относительной так и абсолютной ставкой.

Торговая надбавка – доход розничного продавца. Она состоит из трех элементов: издержек обращения, прибыли торговой организации и НДС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: