Понятие и функции цены
´ В самом общем виде, цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
´ Цена —
´ Цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»:
- учетная
- перераспределительная
- стимулирующая
- функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда.
2. Виды цен
´ Система цен —
´ Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы, несет строго определенную экономическую нагрузку.
Всю систему цен можно подразделить на цены внутреннего и мирового рынков. Если в основе мировых цен лежит международная стоимость, то цены внутреннего рынка опираются на величину национальной стоимости товаров. Остальное зависит от трех показателей:
- Уровня производительности труда в стране;
- Структуры национального производства;
- Уровня инфляции.
Внутренние цены можно классифицировать по нескольким признакам:
| Признак классификации | Виды цен | Содержание |
| Уровень либерализации | Фиксированные | |
| Регулируемые | ||
| Свободные | ||
| Сфера оборота или отраслевая форма продукции | Оптовые цены на продукцию промышленности | |
| Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию | ||
| Цены на продукцию строительства | ||
| Тарифы на транспорт и в сфере услуг | ||
| Розничные цены | ||
| Стадии товародвижения | Цены предприятия | |
| Цена реализации | ||
| Территориальное распространение | Национальные | |
| Местные | ||
| Количество затрат на доставку, включаемых в цену | Франко (итал. - свободный, свободный от оплаты) | |
| Характер использования цен | Справочные | |
| Цены фактических соглашений | ||
| Стартовые | ||
| Лимитная цена | ||
| Залоговая цена | ||
| Сезонные |
Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложение деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются:
| Себестоимость производства и реализации товаров | Прибыль изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | |||||
| акцизы | НДС | Издержки посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Издержки торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | ||
| Цены оптовые изготовителя | |||||||||
| Цены оптовые отпускные | |||||||||
| Цены оптовые закупки | |||||||||
| Цены розничные | |||||||||
Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными расчетными ценами.
Оптовая (снабженческо-сбытовая) – доход оптовика. Состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовика. Надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. Надбавка может быть выражена как относительной так и абсолютной ставкой.
Торговая надбавка – доход розничного продавца. Она состоит из трех элементов: издержек обращения, прибыли торговой организации и НДС.






