Понятие и функции цены
´ В самом общем виде, цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.
´ Цена —
´ Цена — это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги.
Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»:
- учетная
- перераспределительная
- стимулирующая
- функция балансирования спроса и предложения.
Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам.
Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения.
Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства.
Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда.
|
|
2. Виды цен
´ Система цен —
´ Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы, несет строго определенную экономическую нагрузку.
Всю систему цен можно подразделить на цены внутреннего и мирового рынков. Если в основе мировых цен лежит международная стоимость, то цены внутреннего рынка опираются на величину национальной стоимости товаров. Остальное зависит от трех показателей:
- Уровня производительности труда в стране;
- Структуры национального производства;
- Уровня инфляции.
Внутренние цены можно классифицировать по нескольким признакам:
Признак классификации | Виды цен | Содержание | ||
Уровень либерализации | Фиксированные | |||
Регулируемые | ||||
Свободные | ||||
Сфера оборота или отраслевая форма продукции | Оптовые цены на продукцию промышленности | |||
Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию | ||||
Цены на продукцию строительства | ||||
Тарифы на транспорт и в сфере услуг | ||||
Розничные цены | ||||
Стадии товародвижения | Цены предприятия | |||
Цена реализации | ||||
Территориальное распространение
| Национальные | |||
Местные | ||||
Количество затрат на доставку, включаемых в цену | Франко (итал. - свободный, свободный от оплаты) | |||
Характер использования цен | Справочные | |||
Цены фактических соглашений | ||||
Стартовые | ||||
Лимитная цена | ||||
Залоговая цена | ||||
Сезонные |
Структура цены зависит от каналов движения товара и особенностей налогообложение деятельности, связанной с его производством и реализацией. При формировании цены в нее включаются:
Себестоимость производства и реализации товаров | Прибыль изготовителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | |||||
акцизы | НДС | Издержки посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Издержки торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | ||
Цены оптовые изготовителя | |||||||||
Цены оптовые отпускные | |||||||||
Цены оптовые закупки | |||||||||
Цены розничные |
Цены оптовые изготовителя формируются на стадии производства товаров, являются промежуточными расчетными ценами.
Оптовая (снабженческо-сбытовая) – доход оптовика. Состоит из двух элементов: издержек обращения и прибыли оптовика. Надбавка начисляется к отпускной цене без НДС, а затем добавляется НДС как производителя, так и посредника. Надбавка может быть выражена как относительной так и абсолютной ставкой.
Торговая надбавка – доход розничного продавца. Она состоит из трех элементов: издержек обращения, прибыли торговой организации и НДС.