Тема 3. Рынок как сфера экономических отношений

Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей, посредников и продавцов отдельных товаров и услуг.

Рынок –

 

Туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителем и потребителем туристского продукта.

Причины возникновения рынка:

 - экономическая и правовая свобода хозяйствующих субъектов;

 - ограниченность ресурсов;

 - международное разделение труда;

 - международная специализация производства;

 - конкуренция.

По степени развития конкурентности различают рынки:

1) рынок совершенной конкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;

2) рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;

3) рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;

4) рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.

Существуют также менее распространенные модели рынка:

-монопсония (рынок одного покупателя, присутствует лишь один работодатель, рабочая сила на рынке труда нанимается полностью вся; например, завод «Автоваз»);

- олигопсония (рынок нескольких крупных покупателей, несколько фирм нанимают абсолютное большинство рабочей силы на рынке; например,модельный бизнес, спорт, телевидение).

 

     
       
       
       

ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ:

- значительное количество покупателей и продавцов отдельного товара;

- доля каждого продавца незначительна;

- ни один участник рынка не может существенно влиять на цену.

ПРИЗНАКИ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ:

- значительное количество продавцов и покупателей;

- купля-продажа происходит не по единой рыночной цене, а в широком их диапазоне;

- наличие разных вариантов товаров, которые отличаются между собой не только качественными характеристиками, а и упаковкой, гарантийным обслуживанием, возможностью покупки товара в кредит и т.п.;

- тайное соглашение между участниками рынка не возможно;

- доступ к рынку новых продавцов затруднен.

ПРИЗНАКИ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ:

- наличие небольшого количества продавцов;

- решение участников рынка относительно цен и объемов производства взаимосвязаны;

- доступ к рынку новым продавцам затруднен, так как обязательства в отношении патентов и лицензий, поставщиков и потребителей, а также большие финансовые затраты на рекламу и конкурентоспособное качество являются значительным препятствием.

 

Модель олигополии Описание
Ценовая война Цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Цена = издержки. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены
Картель Группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией
Ценообразование за лидером Разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители
Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль Фирмы устанавливают цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям было невыгодно начинать на новом рынке торговлю
Ценообразование но принципу "издержки плюс" p = AVC + m*AVC, где m — используемый уровень надбавки (в процентах), позволяющий покрыть накладные расходы (средние постоянные затраты) и обеспечить нормальную прибыль.
Дуополии это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизованного товара, не имеющего близких заменителей

Туристский спрос включает в себя три основные элемента:

1) действительный (или фактический) спрос;

2) скрытый спрос (потенциальный и откладываемый);

3) нулевой спрос.

Закон спроса гласит: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Степень чувствительности потребителей к изменению цены на продукты есть эластичность спроса.

В зависимости от этих показателей различают:

Неэластичный спрос ( Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначи тельное изменение объема (QD).

Товары с неэластичным спросом по цене:

Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.

Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.

Степень ценовой эластичности (неэластичности) спроса измеряют с помощью коэффициента (Ed):,

• Где: Ed – коэффициент эластичности спроса;

• ΔQ – изменение количества спрашиваемого продукта;

• ΔP – изменение цены на этот продукт.

 

Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене. Аналогично спросу выделяют:

- индивидуальное предложение – предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой;

- совокупное предложение объекта – поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами;

- совокупное предложение общества – поставки всех товаров, поступающих на рынок.

Предложение рассматривается в экономике прежде всего в зависимости от цен реализации.

Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения (Q) графически выражается кривой предложения. Чем выше цена, тем больше предложение, т.к. больше стимулов для производства товаров и их продажи. Изменение объема предложения под воздействием изменения цены графически будет выражаться смещением точки вдоль кривой предложения.

 

Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара определяется аналогично эластичности спроса по цене:

КЭЛ = ΔQ / ΔP, где:

  КЭЛ  — коэффициент эластичности предложения;
ΔQ – изменение объема предложения (в %);
ΔP – изменение цены (в %).

В зависимости от размера коэффициента эластичности (аналогично спросу) выделяют:

  • эластичное предложение (КЭЛ больше 1)
  • неэластичное предложение (КЭЛ меньше 1)
  • предложение единичной эластичности (КЭЛ  равен единице)
  • абсолютно эластичное предложение (КЭЛ  стремится к бесконечности)
  • абсолютно неэластичное предложение (КЭЛ величина постоянная)

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

  • способности к длительному хранению и стоимость хранения;
  •  особенностей производственного процесса;
  • временной фактор (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены).

С повышением цен величина предложения возрастает, а со снижением цен – сокращается.

Закон предложения гласит: при прочих равных условиях будет произведено и выставлено на продажу тем большее количество, чем выше будет цена.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow