Рынок – механизм, сводящий вместе покупателей, посредников и продавцов отдельных товаров и услуг.
Рынок –
Туристский рынок – это сфера проявления экономических отношений между производителем и потребителем туристского продукта.
Причины возникновения рынка:
- экономическая и правовая свобода хозяйствующих субъектов;
- ограниченность ресурсов;
- международное разделение труда;
- международная специализация производства;
- конкуренция.
По степени развития конкурентности различают рынки:
1) рынок совершенной конкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;
2) рынок монополистической конкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;
3) рынок олигополии, на котором небольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;
4) рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.
Существуют также менее распространенные модели рынка:
-монопсония (рынок одного покупателя, присутствует лишь один работодатель, рабочая сила на рынке труда нанимается полностью вся; например, завод «Автоваз»);
|
|
- олигопсония (рынок нескольких крупных покупателей, несколько фирм нанимают абсолютное большинство рабочей силы на рынке; например,модельный бизнес, спорт, телевидение).
ПРИЗНАКИ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ:
- значительное количество покупателей и продавцов отдельного товара;
- доля каждого продавца незначительна;
- ни один участник рынка не может существенно влиять на цену.
ПРИЗНАКИ РЫНКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ:
- значительное количество продавцов и покупателей;
- купля-продажа происходит не по единой рыночной цене, а в широком их диапазоне;
- наличие разных вариантов товаров, которые отличаются между собой не только качественными характеристиками, а и упаковкой, гарантийным обслуживанием, возможностью покупки товара в кредит и т.п.;
- тайное соглашение между участниками рынка не возможно;
- доступ к рынку новых продавцов затруднен.
ПРИЗНАКИ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ:
- наличие небольшого количества продавцов;
- решение участников рынка относительно цен и объемов производства взаимосвязаны;
- доступ к рынку новым продавцам затруднен, так как обязательства в отношении патентов и лицензий, поставщиков и потребителей, а также большие финансовые затраты на рекламу и конкурентоспособное качество являются значительным препятствием.
Модель олигополии | Описание |
Ценовая война | Цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами Ценовая война продолжается до тех пор, пока не будет выполняться равенство Цена = издержки. В этом положении ни одна фирма не будет получать выгоды от снижения цены |
Картель | Группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией |
Ценообразование за лидером | Разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители |
Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль | Фирмы устанавливают цены таким образом, чтобы потенциальным новым производителям было невыгодно начинать на новом рынке торговлю |
Ценообразование но принципу "издержки плюс" | p = AVC + m*AVC, где m — используемый уровень надбавки (в процентах), позволяющий покрыть накладные расходы (средние постоянные затраты) и обеспечить нормальную прибыль. |
Дуополии | это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизованного товара, не имеющего близких заменителей |
Туристский спрос включает в себя три основные элемента:
|
|
1) действительный (или фактический) спрос;
2) скрытый спрос (потенциальный и откладываемый);
3) нулевой спрос.
Закон спроса гласит: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Степень чувствительности потребителей к изменению цены на продукты есть эластичность спроса.
В зависимости от этих показателей различают:
Неэластичный спрос ( Ep(D) < 1) — рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначи тельное изменение объема (QD).
Товары с неэластичным спросом по цене:
Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
Эластичный спрос (Ep(D) > 1) — рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
Товары с эластичным спросом по цене:
Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
• Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) — это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
• Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
Степень ценовой эластичности (неэластичности) спроса измеряют с помощью коэффициента (Ed):,
• Где: Ed – коэффициент эластичности спроса;
• ΔQ – изменение количества спрашиваемого продукта;
• ΔP – изменение цены на этот продукт.
Предложение – это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время и по определенной цене. Аналогично спросу выделяют:
- индивидуальное предложение – предложение отдельного объекта или группы близких товаров, поставляемых отдельной фирмой;
- совокупное предложение объекта – поставки всего объема данного товара, осуществляемые всеми его продавцами;
- совокупное предложение общества – поставки всех товаров, поступающих на рынок.
Предложение рассматривается в экономике прежде всего в зависимости от цен реализации.
Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения (Q) графически выражается кривой предложения. Чем выше цена, тем больше предложение, т.к. больше стимулов для производства товаров и их продажи. Изменение объема предложения под воздействием изменения цены графически будет выражаться смещением точки вдоль кривой предложения.
|
|
Эластичность предложения по цене характеризует чувствительность, реакцию предложения на изменение цены товара определяется аналогично эластичности спроса по цене:
КЭЛ = ΔQ / ΔP, где:
КЭЛ — коэффициент эластичности предложения;
ΔQ – изменение объема предложения (в %);
ΔP – изменение цены (в %).
В зависимости от размера коэффициента эластичности (аналогично спросу) выделяют:
- эластичное предложение (КЭЛ больше 1)
- неэластичное предложение (КЭЛ меньше 1)
- предложение единичной эластичности (КЭЛ равен единице)
- абсолютно эластичное предложение (КЭЛ стремится к бесконечности)
- абсолютно неэластичное предложение (КЭЛ величина постоянная)
Эластичность предложения зависит от следующих факторов:
- способности к длительному хранению и стоимость хранения;
- особенностей производственного процесса;
- временной фактор (производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены).
С повышением цен величина предложения возрастает, а со снижением цен – сокращается.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях будет произведено и выставлено на продажу тем большее количество, чем выше будет цена.