Планирование логистической системы предприятий, производящих промышленное оборудование основывается на анализе логистических затрат и проведении мероприятий по их оптимизации. Поэтому необходимо провести структуризацию логистических издержек связанных с закупочной деятельностью предприятий по производству промышленного оборудования. А так же необходимо определить влияние этих издержек на себестоимость готовой продукции и в целом на финансовые результаты работы предприятия.
В коммерческой деятельности промышленных предприятий по производству оборудования большая доля затрат связана с логистическими издержками. Эти затраты связаны с транспортировкой, складированием материальных запасов и готовой продукции, формированием оптимальных партий заказа, а так же с затратами на обеспечение информационных систем. Большие перспективы для успешного развития и получения максимально возможной прибыли предприятия, связаны с оптимизацией логистических издержек.
Для определения структуры логистических издержек в закупочной деятельности необходимо определиться с терминологией «логистические расходы» и «логистические издержки». С этой целью рассмотрим основные теоретические понятия логистических издержек, сформулированные заслуженными отечественными и зарубежными экономистами.
В зависимости от изменения объема логистических работ логистические издержки подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные логистические издержки не изменяются вместе с сезонными колебаниями объемов производственной деятельности предприятия. Переменные логистические издержки изменяются пропорционально изменению объема логистической деятельности.
Согласно теории в зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные логистические издержки. Прямые (или операционные) логистические издержки – логистические расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно анализировать - издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно анализировать из традиционных расходных счетов.
Косвенные логистические издержки (непрямые) - не связаны непосредственно с объектом затрат - содержание складского оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы промышленного предприятия.
В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию логистические издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые логистические издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра функциональной ответственности.
Нерегулируемые логистические издержки - издержки, на которые повлиять нельзя. Предполагается, что эти издержки необходимо регулировать на уровне предприятия в целом. К нерегулируемым логистическим издержкам можно отнести логистические издержки связанные с закупочной деятельностью промышленного предприятия
В зависимости от вида логистической функции издержки принято подразделять:
─ на закупочные;
─ транспортные;
─ издержки хранения и т.п.
При этом основными видами логистических издержек, которыми возможно управлять на уровне ответственности служб снабжения, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Функциональные затраты требуют значительных объемов капитала на приобретение технических средств и товарно-материальных ресурсов, а так же эти затраты тесно связаны с логистическим администрированием которое включает в себя, обработку и оформление заказа, закупку, поставку, складирование, хранение сырья, производство и сбыт готовой продукции, а так же доставку её конечному потребителю.
В научных исследованиях зарубежных и отечественных авторов отмечается, что логистические издержки при производстве промышленного оборудования составляют 30 % и более от стоимости выпускаемой промышленной продукции. Их сокращение, за счет анализа и структурирования, значительно повышает конкурентоспособность промышленного предприятия.
Логистические издержки связанны с выполнением основных логистических операций по поиску и выбору оптимального поставщика, заключение договоров с размещением заказов на поставку продукции, с закупкой, складированием поступающего сырья, с внутрипроизводственной транспортировкой продукции, с внутрипроизводственным хранением в незавершенном производстве, с хранением готовой продукции, с внешней транспортировкой и др.
Планирование и необходимое структурирование логистических издержек логистической системы подчиняется принципу общих затрат, возникающих в связи с материальным и информационным потоками по всей логистической цепи закупочного процесса. Анализ затрат позволяет определить эффективность или не эффективность логистической системы. Для этого на практике ведущих промышленных зарубежных предприятиях сравниваются: внутренние и внешние логистические затраты; выполнение логистических операций поставки разными производителями; сравнение исследуемого предприятия структур затрат в микрологистической системе и его основных конкурентов.
Специфика анализа издержек в логистике заключается в группировке расходов не по структурным подразделениям промышленного предприятия, а по виду работ и производимых логистических операций. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.
Анализ логистических затрат является важным элементом управления логистической системой с целью подготовки информации для обоснованного планирования необходимых логистических затрат.
В теории логистики затраты подвергаются анализу как в целом по логистической системе, так и по ее структурным подразделениям, экономическим элементам затрат и статьям калькуляции, видам деятельности, единицам работ, услуг, стадиям производственного процесса и другим объектам учета.