Выходит широкий спектр изданий, посвященных вопросам рекламы: «Рекламный мир», «Маркетинг и реклама», «Рекламный журнал», «Бренд-менеджмент», «Рекламные технологии», «Индустрия рекламы», «Лаборатория рекламы», «Реклама и жизнь», «Наружка», «Рекламные сувениры», «Рекламная полиграфия», «Шире метра» и др.
1.2. Классификация и цели рекламы
Рекламу хможно классифицировать по-разному в зависимости от потребителей, на которых направлена реклама, территории, которую реклама охватывает, средств распространения рекламы, объекта рекламирования и по другим признакам.
Классификация рекламы в зависимости от целевой аудитории. Целевая аудитория — это наиболее важные адресаты рекламного объявления. По направленности на аудиторию прежде всего различают:
- потребительскую рекламу; -деловую, или бизнес-рекламу
Потребительская реклама направлена на аудиторию, которая покупает товар для личного пользования. Бизнес-реклама (business-to-business, b2b) направлена на аудиторию, покупающую товар в деловых целях (для использования в производстве, перепродажи или в любом другом бизнес-процессе).
|
|
Эти две крупные аудитории тоже неоднородны. Потребительская реклама всегда направлена на точно выбранную, сфокусированную группу потребителей. Массовые потребители делятся по таким признакам, как пол, возраст, доходы, социальное положение, увлечения и др. В зависимости от крута потенциальных покупателей выделяют потребительскую рекламу, например для женщин, мужчин, молодежи, пожилых людей, туристов, автолюбителей, дачников, бизнесменов и др. Но и эти классы потребителей при разработке рекламы, в свою очередь, тоже зачастую структурируются на более мелкие. Так, реклама бывает направлена не просто на женщин, а на женщин, увлекающихся спортом, шитьем, деловых, романтичных и т.д. Часто для рекламы, направленной на разные категории потребитель-
Классификация и цели рекламы 13
ского рынка, надо использовать разные СМИ, в рекламных обращениях использовать разный язык.
Аудитория бизнес-рекламы также состоит из многих сегментов. Во-первых, бизнес-реклама может быть направлена на потребителей производственных товаров — это промышленная реклама (реклама оборудования, услуг в сфере производства и пр.). Она, в свою очередь, подразделяется по отраслям промышленности: реклама для машиностроения, химической, нефтяной, легкой промышленности и др. Еще один сегмент бизнес-рекламы — оптовые и розничные продавцы. На них направлена торговая реклама. Профессиональная реклама ориентирована на специалистов в области медицины, образования, архитектуры, рекламы и т.д.
|
|
Основные различия потребительской и бизнес-рекламы заключаются в следующем.
1. Использование разных стратегий. Потребительскую рекламу чаще строят на эмоциональных стратегиях. Она должна использовать живой, образный язык, создавать определенное настроение, строиться на эмоциональных мотивах, влиять на подсознание («"Баунти" — райское наслаждение», «Toyota — управляй мечтой»). Выбор таких творческих стратегий обусловлен тем, что в большинстве случаев объекты потребительской рекламы — товары повседневного, массового спроса (продукты, стиральные порошки, чистящие средства и пр.). Они часто не обладают достаточно выраженными функциональными особенностями, на которых можно сделать акцент в рекламе.
Но даже при наличии таких особенностей в хорошей потребительской рекламе рациональные аргументы подаются в эмоциональной форме, поскольку эта реклама зачастую должна убедить потребителя сделать импульсную покупку, о которой он не задумывался. Так, в рекламе чистящего средства, которое убивает микробов, показаны «огромные и страшные» бактерии, в реклахме отбеливающей зубной пасты — зубы «цвета ряженки», которые под действием пасты становятся белоснежными.
Правда, есть категории потребительских товаров, покупка которых планируется заранее и долго обдумывается. Это так называемые товары предварительного выбора (мебель, автомо-