- закрепить в памяти потребителя незнакомое название товара, его внешний вид или упаковку; -сформировать новые вкусы и поведенческие установки;
- обеспечить (стимулировать) первичный спрос.
На этой стадии используется информирующая реклама, предполагающая развернутые, подробные объявления и характеризующаяся высокой степенью повторяемости.
2. Стадия роста («звезды»). Характеризуется высокой долей рынка, высокими темпами роста. Расходы на рекламу остаются большими, но по отношению к доходам от продаж уменьшаются. Доходы от продажи товара уже покрывают инвестиционные потребности. Реклама направлена на людей, уже проинформированных о товаре.
Основные цели рекламы на этой стадии могут быть следующими:-
- убедить потребителя в преимуществах товара;
-сформировать предпочтение к марке;
- подтолкнуть потребителя, имеющего информацию о то
варе, к покупке;
- переключить с марки конкурентов на свою;
в изменить негативное восприятие товара, развеять опасения и отрицательные стереотипы потребителей;
|
|
- вести борьбу с конкурентами (стадия характеризуется рез-ким усилением конкуренции);
- формировать и развивать массовый спрос.
Реклама становится наступательной и агрессивной («"Клин-ское"! Ясное дело, какое!»).
На этой стадии используют убеждающую рекламу, которая бывает:
- увещевательной (уговаривает покупателя);
- подкрепляющей (убеждает покупателей, купивших товар, в правильности выбора). Например, «Молоко "Домик в деревне" — натуральное даже зимой» или «Все знают, что "Доместос" убивает микробов, а насколько он экономичен?»;
- сравнительной (акцентирует внимание на преимуществах товара в сравнении с аналогичными). Например, «Батарейки "DuraceH" работают в десять раз дольше обычных»;
Классификация и цели рекламы 21
- конкурентной. К ней прибегают, когда в рекламе конкурентов содержатся,нападки. Конкуренты, не называя марку (это законодательно запрещено), намекают на определенную фирму или ее товар. Ставятся под сомнение ваше лидерство, качество, надежность и т.д., опровергаются ваши утверждения. Конкурентная реклама строится на разоблачении, опровержении таких внезапных нежелательных заявлений конкурента;
- превентивной (предупреждает нежелательные действия конкурентов). К ней прибегают, когда существует большая вероятность контрдействий конкурентов. Рекламодатель, заранее опережая их, предупреждает своих потребителей о том, как нужно реагировать в случае «происков» конкурентов. Например, «Возможно, кто-то предложит вам более низкие цены, сравните с нашим качеством...»
|
|
В целом реклама становится более конкретной, разъясняющей. Роль стимулирования сбыта несколько снижается (но эти технологии на этой стадии помогают выделиться на фоне других). Степень повторяемости рекламы остается высокой.
3. Стадия зрелости («дойные коровы»). На этой стадии доля
рынка остается значительной, но темпы роста уже низкие. Ры
нок насыщен, товар приносит доход. Расходы на рекламу умень
шаются, так как нет большой потребности в привлечении но
вых покупателей. Реклама направлена на людей, уже знающих о
товаре и покупавших его.
Цель рекламы — сохранить рынок за счет поддержания спроса на товар и привлечения определенного числа дополнительных покупателей, напомнить о товаре, рассказать, где купить товар, поддержать спрос в период межсезонья.
На этой стадии используют, главным образом, напоминающую рекламу. Она становится лаконичной. Степень ее повторяемости снижается.
4. Стадия спада («собаки»). Характеризуется малой долей
рынка и низкими темпами роста. Продажи падают, такой товар
имеет мало перспектив. Необходимо прекратить его выпуск, как
только он станет убыточным.
На этой стадии реклама в основном нецелесообразна. Может использоваться реклама, информирующая о скидках, распродажах.
Глава 1. Понятие и сущность рекламы
Как уже отмечалось, реклама может иметь коммерческие, социальные, политические цели. Рассмотрим цели коммерческой рекламы.
Цель коммерческой рекламы должна в точности соответствовать маркетинговой стратегии рекламодателя и формулироваться на основе плана маркетинга. Но цель рекламы и цель маркетинга — не одно и то же. Существует распространенная ошибка. Главной, а зачастую единственной целью коммерческой рекламы считают увеличение продаж. Вместе с тем цели рекламы разнообразны и более конкретны.
Важнейшая цель современного маркетинга — формирование спроса и стимулирование сбыта -— всегда достигается в результате достижения частных и более конкретных целей рекламы.
Перед рекламой стоит множество конкретных задач в области сбыта, коммуникаций и имиджа. Можно выделить три труп-, пы целей рекламы: коммуникативные, поведенческие и имиджевые. К коммуникативным относятся следующие цели:
- создать осведомленность о товаре (фирме);
- повысить осведомленность о товаре (фирме);
- добиться легкой узнаваемости товара (фирменного знака,
упаковки); -сформировать у потребителей знания о характеристиках,
назначении и преимуществах товара, услуги; -проинформировать о местах продаж, скидках;
- убедить в превосходстве данного товара по сравнению с
ДРУГИМИ;
- подтвердить качество, убедить в правильности выбора;
- напомнить о продукте"или фирме.
Поведенческие цели могут быть следующими:
- убедить совершить пробную покупку (увеличение первичного спроса);
и убедить чаще использовать товар (увеличение вторичного спроса);
- сформировать потребность в товаре;
- переключить потребителей с товара конкурентов на ваш товар.
К имиджевым целям относятся следующие:
- создать образ марки (товара, услуги, фирмы);