Цель ФВ – оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств и на этой основе обеспечение подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Задачи ФВ подразделяются на: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Оздоровительные задачи (задачи по оптимизации физического развития) включают:
· Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку.
· Укрепление и сохранение здоровья, в том числе закаливание организма.
· Совершенствование телосложения и развитие физиологических функций.
· Сохранение высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.
Образовательные задачи включают:
· Формирование жизненно важных умений и навыков.
· Формирование спортивных двигательных навыков и умений.
· Приобретение базовых знаний научно-практического характера по ФК.
Воспитательные задачи (задачи по формированию личности человека) включают:
· Содействие развитию нравственных качеств.
· Содействие формированию поведения в духе требований общества.
· Содействие развитию интеллекта.
· Содействие развитию психомоторных функций.
ПРОФИЛИРУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Основными направлениями системы ФВ являются: общая физическая подготовка (ОФП), профессионально-прикладная физическая подготовка, (ППФП), спортивная тренировка (СТ), адаптивная физическая культура (АФК).
ОФП – широкое образование в области ФК и достижение базового уровня всестороннего развития жизненно важных физических способностей.
ППФП – углублённое совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде профессиональной деятельности.
СТ – углублённое совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности.
АФК – широкое привлечение средств и методов ФК и на основе этого достижение высокой степени социализации личности инвалида, больного человека, его адаптации к труду, быту, достижения высокого уровня самореализации.
ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
И КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
МЕСТО ТЕОРИИ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Теория ФВ это синтезирующая наука, интегрирующая частные данные других наук. Она находится на стыке биологических, естественно-научных дисциплин и дисциплин гуманитарного характера.
Биологические и естественно-научные дисциплины (морфология, физиология, биохимия, биофизика, медицина, гигиена, биомеханика) отражают закономерности функционирования и развития организма в условиях физического воспитания и устанавливают естественно-научные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления.
Данные дисциплины раскрывают условия физического воспитания.
Дисциплины гуманитарного характера (социология, история и организация ФК, общая теория ФВ, частные проблемы ФВ, теория спортивной тренировки, психология спорта) дают познание социальных закономерностей развития ФВ, его истории и организации в обществе, содержания и построения системы ФВ и её частей, их воздействия на человека.
ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
Теория ФВ – наука об общих закономерностях, определяющих содержание и формы построения ФВ как педагогически организованного процесса.
Теория ФВ познаёт закономерности, по которым происходит:
· Управление физическим развитием.
· Физическое образование, в том числе передача и усвоение двигательных умений и навыков.
· Формирование ФК личности.
Эти закономерности составляют специфику теории ФК.
Теория ФВ:
· Изучает связи ФВ с воспитание интеллектуальным, нравственным, трудовым и эстетическим.
· Раскрывает задачи, принципиальные подходы к определению средств, методов и форм ФВ применительно к этапам развития и условиям жизнедеятельности человека.
Теория ФВ делится на разделы и подразделы:
1. Общие основы теории и методики ФВ (раздел, включающий в себя обобщённые теоретико-методические положения, которые справедливы для всех направлений).
2. Теория и методика направлений системы ФВ включает в себя особенности ФВ в пределах типичных направлений (спортивная тренировка, профессионально-прикладная ФП, военно-прикладная ФП, адаптивная ФК).
3. ТиМФВ основных возрастных контингентов (раздел, содержащий подразделы в соответствии с особенностями ФВ на разных этапах онтогенеза).
ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Теория ФВ – основной теоретико-профилирующий предмет профессионального образования специалистов по ФК. Теория ФВ объединяет общетеоретические предметы ГОСТа, учебного плана и специальные предметы избранной специальности.
Основные задачи курса ТиМФВ:
· Создание запаса конкретных знаний по специальности.
· Развитие способности ориентироваться в сложных взаимосвязях и отношениях, действующих в сфере ФВ.
· Формирование основополагающих профессиональных взглядов и убеждений, освоение специальности и специализаций.
Специфику предмета ТиМФВ составляют:
· Управление физическим развитием.
· Физическое образование, в том числе передача и усвоение двигательных умений и навыков.
· Формирование ФК личности.
Часть 2. ДИДАКТИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ