Основные законы формирования двигательного навыка

 1. Закон неравномерности развития навыка.

Варианты:

· Быстрое овладение действием в начале и замедление на конечной фазе обучения (при обучении лёгким действиям: быстро усваивается основа действия и долго – его детали);

· Медленное овладение действием в начале и ускорение на конечной фазе обучения (при обучении сложным действиям: незаметные качественные накопления впоследствии проявляются в виде ускорения процесса).

 2. Закон «плато» (задержки) в развития навыка.

Причины:

· Внутренние причины, обуславливающиеся незаметными приспособительными изменениями в организме, переходящие в качество лишь по истечении времени.

· Внешние причины, вызываемые неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем подготовленности занимающегося.

 3. Закон угасания навыка (без подтверждения навык постепенно угасает, но его основа сохраняется долго и после повторений быстро восстанавливается).

 

 4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

 

 5. Закон переноса навыка.

Виды:

· Положительный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык ускоряет формирование нового; наблюдается при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий).

· Отрицательный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык замедляет формирование нового; происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и отсутствии его в главных звеньях техники).

 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА

Двигательное умение высшего порядка – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.

Характерные признаки ДУВП:

· Повышенная роль пусковой функции сознания.

· Движения, входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизированно, но могут и попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции.

· Проявляется всегда в условиях целостной двигательной деятельности.

Значение ДУВП:

· Приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям – процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности.

· Выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.

Разновидности ДУВП:

· Умение эффективно использовать приобретённые навыки параллельно или в разнообразной последовательности.

· Умение одновременно использовать два или несколько сформированных навыков.

· Умение эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

Физические качества – врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Двигательные качества – качественные особенности двигательного действия. Оба термина правомерны, т.к. они лишь акцентируют внимание на разные факторы, определяющие качественные особенности двигательного действия!

Особенности употребления терминов:

· Термин «двигательное качество» употребляется при необходимости отразить центрально-нервные регуляторные процессы управления движением.

· Термин «физическое качество» употребляется при необходимости выделить биомеханическую характеристику движения.

· Термин «психомоторное качество» употребляется при необходимости выделить особенности физиологического и психологического регулирования двигательного действия.

Выделяют две группы двигательных качеств: кондиционные (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и координационные (ловкость).

Особенности возрастного развития двигательных качеств:

· появление сензитивных периодов;

· гетеротропность (разные темпы развития в разных частях тела);

· гетерохронность (разновремённость развития качеств).

 

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ

 

1. Принцип систематичности педагогических воздействий. Выделяют следующие эффекты: срочный, трансформированный и кумулятивный.

2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. Выделяют следующие формы повышения нагрузок:

· прямолинейно-восходящая;

· ступенчатая;

· волнообразная;

· скачкообразная.

3. Принцип рационального распределения и сочетания во времени разнонаправленных педагогических воздействий.

· Определить рациональную последовательность нагрузок, содействующих развитию двигательных качеств.

· Выбрать рациональное соотношение объёма и интенсивности нагрузок.

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействия.

Принцип возрастной адекватности состава средств и методики развития качеств.

Принцип опережающего воздействия в развитии двигательных качеств.

Принцип соразмерности в развитии способностей.

Принцип сопряжённости воздействия.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА «СИЛА»

Сила (как физическое качество) – способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Различают преодолевающую силу (сила, направленная против сопротивления) и уступающую силу (сила, действующая по ходу движения)

Режимы проявления силы мышц:

· Статический (изометрический) – без изменения длины мышц.

· Преодолевающий (миометрический) – при уменьшении длины мышц.

· Уступающий (полиометрический) – при удлинении мышцы.

 

Различают также абсолютную и относительную (сила/вес тела) силу.

Виды силовых способностей:

· Собственно силовые:

· при медленных сокращениях мышц с предельными или околопредельными отягощениями;

· при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа.

· Скоростно-силовые:

· взрывная сила;

· быстрая сила.

· Силовая ловкость.

· Силовая выносливость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: