1. Закон неравномерности развития навыка.
Варианты:
· Быстрое овладение действием в начале и замедление на конечной фазе обучения (при обучении лёгким действиям: быстро усваивается основа действия и долго – его детали);
· Медленное овладение действием в начале и ускорение на конечной фазе обучения (при обучении сложным действиям: незаметные качественные накопления впоследствии проявляются в виде ускорения процесса).
2. Закон «плато» (задержки) в развития навыка.
Причины:
· Внутренние причины, обуславливающиеся незаметными приспособительными изменениями в организме, переходящие в качество лишь по истечении времени.
· Внешние причины, вызываемые неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем подготовленности занимающегося.
3. Закон угасания навыка (без подтверждения навык постепенно угасает, но его основа сохраняется долго и после повторений быстро восстанавливается).
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
5. Закон переноса навыка.
|
|
Виды:
· Положительный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык ускоряет формирование нового; наблюдается при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий).
· Отрицательный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык замедляет формирование нового; происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и отсутствии его в главных звеньях техники).
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА
Двигательное умение высшего порядка – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) в реальных условиях жизни и спортивной деятельности.
Характерные признаки ДУВП:
· Повышенная роль пусковой функции сознания.
· Движения, входящие в состав двигательного действия, могут выполняться автоматизированно, но могут и попадать под контроль сознания при необходимости их коррекции.
· Проявляется всегда в условиях целостной двигательной деятельности.
Значение ДУВП:
· Приспособления сформированного навыка к изменяющимся условиям – процесс творческий, интенсивно развивающий интеллектуальную составляющую двигательной деятельности.
· Выражает прикладной характер физического воспитания, является основой повышения спортивного мастерства.
Разновидности ДУВП:
· Умение эффективно использовать приобретённые навыки параллельно или в разнообразной последовательности.
· Умение одновременно использовать два или несколько сформированных навыков.
· Умение эффективно использовать последовательно два или несколько сформированных навыков.
|
|
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ
Физические качества – врождённые морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Двигательные качества – качественные особенности двигательного действия. Оба термина правомерны, т.к. они лишь акцентируют внимание на разные факторы, определяющие качественные особенности двигательного действия!
Особенности употребления терминов:
· Термин «двигательное качество» употребляется при необходимости отразить центрально-нервные регуляторные процессы управления движением.
· Термин «физическое качество» употребляется при необходимости выделить биомеханическую характеристику движения.
· Термин «психомоторное качество» употребляется при необходимости выделить особенности физиологического и психологического регулирования двигательного действия.
Выделяют две группы двигательных качеств: кондиционные (сила, быстрота, выносливость, гибкость) и координационные (ловкость).
Особенности возрастного развития двигательных качеств:
· появление сензитивных периодов;
· гетеротропность (разные темпы развития в разных частях тела);
· гетерохронность (разновремённость развития качеств).
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ
1. Принцип систематичности педагогических воздействий. Выделяют следующие эффекты: срочный, трансформированный и кумулятивный.
2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий. Выделяют следующие формы повышения нагрузок:
· прямолинейно-восходящая;
· ступенчатая;
· волнообразная;
· скачкообразная.
3. Принцип рационального распределения и сочетания во времени разнонаправленных педагогических воздействий.
· Определить рациональную последовательность нагрузок, содействующих развитию двигательных качеств.
· Выбрать рациональное соотношение объёма и интенсивности нагрузок.
Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействия.
Принцип возрастной адекватности состава средств и методики развития качеств.
Принцип опережающего воздействия в развитии двигательных качеств.
Принцип соразмерности в развитии способностей.
Принцип сопряжённости воздействия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО КАЧЕСТВА «СИЛА»
Сила (как физическое качество) – способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Различают преодолевающую силу (сила, направленная против сопротивления) и уступающую силу (сила, действующая по ходу движения)
Режимы проявления силы мышц:
· Статический (изометрический) – без изменения длины мышц.
· Преодолевающий (миометрический) – при уменьшении длины мышц.
· Уступающий (полиометрический) – при удлинении мышцы.
Различают также абсолютную и относительную (сила/вес тела) силу.
Виды силовых способностей:
· Собственно силовые:
· при медленных сокращениях мышц с предельными или околопредельными отягощениями;
· при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа.
· Скоростно-силовые:
· взрывная сила;
· быстрая сила.
· Силовая ловкость.
· Силовая выносливость.