Общая характеристика средств физического воспитания

Средство – это то, что применяется для достижения цели. Средствами ФВ называют то, что используется в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний, т.е. для решения задач ФВ.

Основное средство ФВ − физические упражнения, вспомогательные средства ФВ: естественные силы природы, факторы личной и общественной гигиены.

Физические упражнения являются:

· основным и специфическим средством ФВ;

· носят характер сознательных двигательных действий;

· оказывают системное воздействие на человека (совершенствуют физические и психические свойства, формируют личностные качества и т.д.)

Естественные силы природы создают условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся.

Факторы личной и общественной гигиены способствуют успешной организации и проведения занятий.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Физические упражнения – это двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями ФВ.

Содержание физических упражнений составляют:

· входящие в упражнение двигательные акты – движения и операции;

· процессы, разворачивающиеся в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяющие его воздействие (здесь могут рассматриваться психологические, биохимические, биомеханические, физиологические и др. аспекты).

Форма физических упражнений зависит от:

· внутренней структуры (это характер связи процессов функционирования организма, их соотношение и характер взаимодействия);

· внешней структуры (это видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения).

Классификация – это представление упражнений как упорядоченной совокупности с подразделением на группы и подгруппы согласно определённым признакам.

Различают: общие и частные классификации ФУ.

Примерами общих классификаций ФУ являются историческая классификация и классификация по преимущественному проявлению физических качеств.

В исторической классификации выделяют ФУ, связанные с:

· гимнастикой,

· спортом,

· играми,

· туризмом.

В классификации по преимущественному проявлению физических качеств выделяют:

· скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью или мощностью усилий (спринтерский бег, метания, поднимание штанги и т.п.);

· виды упражнений, требующих преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (лыжные гонки, бег, плавание, гребля на длинные и средние дистанции);

· виды упражнений, требующих проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и др.);

· виды упражнений, требующих комплексного проявления физических качеств в условиях непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, спортивные игры и т.п.).

Примерами частных классификаций ФУ являются: биомеханическая и по зонам мощности (в физиологических системах).

В биомеханической классификации выделяют ФУ следующего характера:

 

· циклические;

· ациклические;

· комбинированные;

· поступательные;

· вращательные;

· сложно-пространственные.

 

В классификации по зонам мощности выделяют ФУ следующего характера:

· максимальной мощности;

· субмаксимальной мощности;

· большой мощности;

· умеренной мощности.

 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

К факторам, определяющим воздействие ФУ относятся:

· Человек, т.е. личностные свойства занимающегося (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, половая принадлежность, интеллект, мотивация, интересы, активность).

· Личностные и профессиональные свойства специалиста, организующего воздействие.

· Научная разработанность закономерностей ФВ.

· Методические факторы, реализуемые при выполнении ФУ.

· Степень использования метеорологического фактора (естественные силы природы).

· Степень использования правил личной и общественной гигиены.

· Материальные факторы.

 

ЭФФЕКТЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Под эффектами ФУ подразумеваются вызываемые воздействием ФУ изменения в состоянии организма.

Выделяют следующие эффекты ФУ:

· Ближайший.

· Следовый.

· Кумулятивный.

Ближайший эффект ФУ – это процессы, происходящие в организме непосредственно во время упражнения, а также изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.

Следовый эффект ФУ – это отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.

Наложение ближайшего эффекта последнего занятия на общий следовый эффект вызывает кумулятивный эффект системы ФУ. Кумулятивный эффект системы упражнений приводит к:

· адаптации (приспособлению);

· тренированности;

· повышению физической подготовленности.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Естественными силами приро ды являются солнечное излучение (инсоляция), температура воздуха и воды, движение воздуха, атмосферное давление. Их используют:

· Как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания;

· Как сопутствующий фактор, создающий благоприятные условия для занятий ФУ и усиливающий их воздействия.

Гигиенические факторы (неспецифические средства ФВ) имеют значение для полноценного решения задач ФВ. Среди гигиенических факторов выделяют:

· Средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека вне процесса ФВ (нормы гигиены труда, отдыха, учёбы, питания, т.е. условий для эффективных занятий ФУ).

· Средства, включаемые в процесс ФВ и применяемые для восстановления после нагрузок (оптимальный режим нагрузок и отдыха, создание условий для занятий ФУ, массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т.д.).

 

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: