Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Цель спорта – физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.
С целью спорта тесно связана система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам.
Систему подготовки спортсмена составляют блоки:
· Система отбора и спортивной ориентации;
· Система спортивной тренировки;
· Система соревнований (цель, средство, метод подготовки);
· Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса (массаж, баня, аутотренинг, аромотерапия и пр.).
Спорт выполняет следующие функции:
|
|
· Соревновательно-эталонная;
· Экономическая;
· Эвристическо-достиженческая;
· Личностно-направленного воспитания, обучения и развития;
· Оздоровительно-рекреативная;
· Коммуникативная;
· Эмоционально-зрелищная;
· Социальной интеграции и социализации личности.
В спорте выделяют две его отрасли: любительский спорт и профессиональный спорт.
Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.
Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов (избравших спорт своей профессией) и зрителей.
Спортсменом является лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Разделяют: спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Принципы системы ФВ − это наиболее важные и наиболее существенные положения, которые отражают закономерности процесса.
Принципы системы ФВ делятся на: принципы государственной политики и общие социально-педагогические принципы.
Принципы государственной политики в системе ФВ:
· Непрерывность и преемственность ФВ различных возрастных групп граждан.
· Учёт интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития ФКиС, признание ответственности граждан за своё здоровье.
· Признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям Федерального закона, равенство их прав на государственную поддержку.
|
|
· Создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения в России, образовательных учреждений и научных организаций в области ФК и спорта.
Общие социально-педагогические принципы в системе ФВ:
· Содействие всестороннему и гармоническому развитию личности (подразумевает обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность; использование факторов ФВ для развития свойств, качеств и способностей человека).
· Связь ФВ с практикой жизни (принцип прикладности) (подразумевает предпочтение средствам ФВ, которые формируют навыки и умения прикладного характера и разносторонне развивают физические качества, формируют активную жизненную позицию).
· Принцип оздоровительной направленности (подразумевает, что при подборе средств и методов основным критерием является оздоровительная ценность).
Реализация принципов ФВ позволяет:
1. Обеспечить общность направления ФВ;
2. Создать благоприятные условия и возможности достижения цели и решения задач ФВ;
3. Обеспечить гарантированный положительный результат ФВ.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Система ФВ – исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, обеспечивающего физическое совершенствование людей и формирование ЗОЖ.
Выделяют следующие основы системы ФВ: мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные.
Мировоззренческие основы. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему развитию личности, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовка на этой основе к профессиональным видам деятельности.
Теоретико-методические основы. Научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает закономерности ФВ.
Программно-нормативные основы. а) Нормы и требования государственных программ, б) нормативы единой спортивной классификации, в) нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
Организационные основы. Имеют три формы:
· Государственные формы организации (обязательные занятия физическими упражнениями в ДОУ, общеобразовательных школах, профессиональных учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях.
· Общественно-самодеятельные формы организации (система добровольных спортивных обществ «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Юность России» и др.)
· Органы руководства и управления: (а) Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, б) Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, в) региональные и муниципальные комитеты по ФК и С, г) соответствующие отделы министерства образования, региональные и муниципальные отделы органов образования.