Содержание понятия «спорт»

Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Цель спорта – физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, достижение высокого спортивного результата.

С целью спорта тесно связана система подготовки спортсмена - совокупность методических основ, организационных форм и условий соревновательно-тренировочного процесса, оптимально взаимодействующих между собой и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к спортивным результатам.

Систему подготовки спортсмена составляют блоки:

· Система отбора и спортивной ориентации;

· Система спортивной тренировки;

· Система соревнований (цель, средство, метод подготовки);

· Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации соревновательно-тренировочного процесса (массаж, баня, аутотренинг, аромотерапия и пр.).

Спорт выполняет следующие функции:

· Соревновательно-эталонная;

· Экономическая;

· Эвристическо-достиженческая;

· Личностно-направленного воспитания, обучения и развития;

· Оздоровительно-рекреативная;

· Коммуникативная;

· Эмоционально-зрелищная;

· Социальной интеграции и социализации личности.

В спорте выделяют две его отрасли: любительский спорт и профессиональный спорт.

Любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение, органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов (избравших спорт своей профессией) и зрителей.

Спортсменом является лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях. Разделяют: спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал.

 

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Принципы системы ФВ − это наиболее важные и наиболее существенные положения, которые отражают закономерности процесса.

Принципы системы ФВ делятся на: принципы государственной политики и общие социально-педагогические принципы.

Принципы государственной политики в системе ФВ:

· Непрерывность и преемственность ФВ различных возрастных групп граждан.

· Учёт интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития ФКиС, признание ответственности граждан за своё здоровье.

· Признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям Федерального закона, равенство их прав на государственную поддержку.

· Создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения в России, образовательных учреждений и научных организаций в области ФК и спорта.

Общие социально-педагогические принципы в системе ФВ:

· Содействие всестороннему и гармоническому развитию личности (подразумевает обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность; использование факторов ФВ для развития свойств, качеств и способностей человека).

· Связь ФВ с практикой жизни (принцип прикладности) (подразумевает предпочтение средствам ФВ, которые формируют навыки и умения прикладного характера и разносторонне развивают физические качества, формируют активную жизненную позицию).

· Принцип оздоровительной направленности (подразумевает, что при подборе средств и методов основным критерием является оздоровительная ценность).

Реализация принципов ФВ позволяет:

1. Обеспечить общность направления ФВ;

2. Создать благоприятные условия и возможности достижения цели и решения задач ФВ;

3. Обеспечить гарантированный положительный результат ФВ.

 

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Система ФВ – исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, обеспечивающего физическое совершенствование людей и формирование ЗОЖ.

Выделяют следующие основы системы ФВ: мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему развитию личности, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовка на этой основе к профессиональным видам деятельности.

Теоретико-методические основы. Научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает закономерности ФВ.

Программно-нормативные основы. а) Нормы и требования государственных программ, б) нормативы единой спортивной классификации, в) нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

Организационные основы. Имеют три формы:

· Государственные формы организации (обязательные занятия физическими упражнениями в ДОУ, общеобразовательных школах, профессиональных учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях.

· Общественно-самодеятельные формы организации (система добровольных спортивных обществ «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Юность России» и др.)

· Органы руководства и управления: (а) Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, б) Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, в) региональные и муниципальные комитеты по ФК и С, г) соответствующие отделы министерства образования, региональные и муниципальные отделы органов образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: