Обучение в области ФВ – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.
Обучение в области ФВ состоит из:
· Обучения двигательному действию (обучение движениям) − это изучение движения и сопутствующих ему теоретических сведений (строится на основе закономерностей формирования двигательных умений и навыков);
· Обучение теоретическому материалу (передача и усвоение системы фактов и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного ФВ и самовоспитания).
Особенности обучениядвигательным действиям состоят в следующем:
· Направленное решение совокупности образовательных, оздоровительных и воспитательных задач на основе активной двигательной деятельности занимающихся.
· Связь с развитием комплекса двигательных качеств в направлениях:
1. сопряжённого формирования навыков и умений;
2. преимущественного развития специфического для данного навыка физического качества.
|
|
· Формирование систем двигательных навыков
Задачи обучения двигательным действиям:
· Обеспечить формирование начальной «школы движений» (научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм движений);
· Обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средство избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
· Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.
Содержание обучения теоретическому материалу составляют:
· Сведения о социальной сущности ФВ;
· Сведения о правилах и закономерностях выполнения и использования физических упражнений;
· Сведения медико-биологического характера.
Развитие двигательного действия в процессе обучения происходит по следующей схеме: на основе знания, мышления, опыта формируется → двигательное умение, при повторении которого формируется → двигательный навык, переходящий → в двигательное умение высшего порядка.
Двигательное умение характеризуется неавтоматизированным управлением движениями, концентрацией внимания на самом двигательном действии, расчленённостью движений, нестабильностью действий.
Двигательный навык – это автоматизированное управление движениями. Концентрация внимания на цели и условиях действий, слитность и надёжность движений.
|
|
Двигательное умение высшего порядка – это слитное и надёжное выполнение движения при изменениях внешних условий.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ
Двигательное умение – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.
Характерные признаки двигательного умения:
· Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно).
· Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идёт поиск наилучшего.
· Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности длительного действия и других условий.
Значение двигательного умения:
· Обладает большими образовательными возможностями.
· Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне.
· Способствует развитию двигательного творчества.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
Двигательный навык – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия.
Характерные признаки двигательного навыка:
· Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения).
· Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.).
· Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.
· Обладает высокой устойчивостью.
· Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономичному и быстрому выполнению действия.
· Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.
Значение двигательного навыка:
· Делает работу менее утомительной.
· Освобождает сознание для творческой деятельности.