Общая характеристика обучения в области физического воспитания

Обучение в области ФВ – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Обучение в области ФВ состоит из:

· Обучения двигательному действию (обучение движениям) − это изучение движения и сопутствующих ему теоретических сведений (строится на основе закономерностей формирования двигательных умений и навыков);

· Обучение теоретическому материалу (передача и усвоение системы фактов и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного ФВ и самовоспитания).

Особенности обучениядвигательным действиям состоят в следующем:

· Направленное решение совокупности образовательных, оздоровительных и воспитательных задач на основе активной двигательной деятельности занимающихся.

· Связь с развитием комплекса двигательных качеств в направлениях:

1. сопряжённого формирования навыков и умений;

2. преимущественного развития специфического для данного навыка физического качества.

· Формирование систем двигательных навыков

Задачи обучения двигательным действиям:

· Обеспечить формирование начальной «школы движений» (научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм движений);

· Обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средство избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

· Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

Содержание обучения теоретическому материалу составляют:

· Сведения о социальной сущности ФВ;

· Сведения о правилах и закономерностях выполнения и использования физических упражнений;

· Сведения медико-биологического характера.

Развитие двигательного действия в процессе обучения происходит по следующей схеме: на основе знания, мышления, опыта формируется → двигательное умение, при повторении которого формируется → двигательный навык, переходящий → в двигательное умение высшего порядка.

Двигательное умение характеризуется неавтоматизированным управлением движениями, концентрацией внимания на самом двигательном действии, расчленённостью движений, нестабильностью действий.

Двигательный навык – это автоматизированное управление движениями. Концентрация внимания на цели и условиях действий, слитность и надёжность движений.

Двигательное умение высшего порядка – это слитное и надёжное выполнение движения при изменениях внешних условий.

 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ

Двигательное умение – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания на каждом движении, входящем в состав двигательного действия.

Характерные признаки двигательного умения:

· Управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит неавтоматизированно (сознание загружено контролем каждого движения, работа совершается неэкономно).

· Способ решения двигательной задачи нестабилен, так как идёт поиск наилучшего.

· Длительность этапа зависит от способностей обучаемого и обучающего, сложности длительного действия и других условий.

Значение двигательного умения:

· Обладает большими образовательными возможностями.

· Данный этап невозможно миновать, т.е. он является основой овладения движением на более высоком уровне.

· Способствует развитию двигательного творчества.

 

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

Двигательный навык – это способность человека выполнить двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии акцентирования внимания на условиях и результатах действия.

Характерные признаки двигательного навыка:

· Отдельные движения, входящие в двигательное действие, выполняются без сосредоточения внимания на них (автоматизация движения).

· Автоматизация не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Автоматизируются не содержание и не смысловая нагрузка движения, а процесс исполнения некоторых элементов их структуры (координационные отношения нервно-мышечных процессов, взаимосвязи двигательных и вегетативных компонентов и др.).

· Сознание человека направлено, в основном, на узловые компоненты действия, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

· Обладает высокой устойчивостью.

· Системность (целостное выполнение без задержек и лишних движений) приводит к повышению точности, совершенствованию ритма, более экономичному и быстрому выполнению действия.

· Перераспределяются функции анализаторов. Повышается роль двигательного и снижается роль зрительного анализаторов при выполнении действия. Повышается роль зрительного анализатора при контроле условий и результативности деятельности.

Значение двигательного навыка:

· Делает работу менее утомительной.

· Освобождает сознание для творческой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: