Общая характеристика двигательного качества «ловкость»

Ловкость – способность человека:

· рационально и быстро осваивать новое двигательное действие;

· успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, основу которого составляют двигательно-координационные способности.

Двигательно-координационные способности:

· способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство темпа», «мышечное чувство»);

· способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

· способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости (скованности).

Факторы, определяющие проявление ловкости (координационные способности):

· способность человека к точному анализу движений;

· деятельность анализаторов (особенно двигательного);

· сложность двигательного задания;

· уровень развития других двигательных качеств;

· мотив, смелость и решительность;

· возраст;

· общая двигательная подготовленность человека, выполняющего движение (школа движений, база двигательных навыков, уровень овладения сходными движениями и др.)

 

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ

Общие задачи развития ловкости:

· совершенствование способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;

· совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

· повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов;

Средства развития ловкости:

· физические упражнения повышенной координационной сложности;

· физические упражнения, содержащие элементы новизны;

· физические упражнения, требующие быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно изменившейся обстановкой;

· физические упражнения с преимущественной направленностью на психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий;

· специальные физические упражнения для совершенствования координации движений, учитывающие особенности вида деятельности:

1. подводящие, способствующие освоению новых форм движений;

2. развивающие непосредственно координационные способности, проявляющиеся в конкретном виде деятельности.

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ

 

Ловкость развивается на основе изменения нагрузкиповышения координационной трудности упражнений по следующим направлениям:

· точность движений;

· согласованность движений;

· внезапность изменения обстановки.

Основные методические подходы:

· систематическое пополнение двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений (развитие способности образовывать новые формы координации движений);

· введение фактора необычности при выполнении привычных движений:

1. внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия;

2. смена способа выполнения двигательного действия;

3. предъявление новых координационных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях;

4. изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы двигательной координации.

· преодоление нерациональной мышечной напряжённости (тонической и координационной);

· задания на точность воспроизведения и точность отклонения от эталонных пространственных параметров в стандартных условиях.

Основные методы развития ловкости:

· вариативного упражнения;

· стандартно-повторного упражнения;

· игровой метод;

· соревновательный метод.

 

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Характеристика общеметодических принципов обучения

Принцип сознательности и активности

Сознательность – способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними. Активность – мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу.

Требования, вытекающие из принципов:

· формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения;

· развитие самостоятельности, инициативы;

· стимулирование анализа самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.

Виды наглядности:

· зрительная;

· звуковая;

· двигательная.

Требования, вытекающие из принципа:

· взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности;

· направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движения.

Принцип доступности и индивидуализации

Важность соблюдения данных принципов определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающихся.

Требования, вытекающие из принципов:

· строгое определение меры доступного;

· последовательное обеспечение методических условий доступности;

· от освоенного к неосвоенному, от известного к неизвестному. От простого к сложному, от лёгкого к трудному;

· использование средств и методов с учётом индивидуальных различий и способностей детей.

 

 

КОНТРОЛЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: