Ловкость – способность человека:
· рационально и быстро осваивать новое двигательное действие;
· успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, основу которого составляют двигательно-координационные способности.
Двигательно-координационные способности:
· способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство темпа», «мышечное чувство»);
· способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;
· способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряжённости (скованности).
Факторы, определяющие проявление ловкости (координационные способности):
· способность человека к точному анализу движений;
· деятельность анализаторов (особенно двигательного);
· сложность двигательного задания;
· уровень развития других двигательных качеств;
· мотив, смелость и решительность;
|
|
· возраст;
· общая двигательная подготовленность человека, выполняющего движение (школа движений, база двигательных навыков, уровень овладения сходными движениями и др.)
ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
Общие задачи развития ловкости:
· совершенствование способности строить (осваивать по имеющемуся образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных действий, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений;
· совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами;
· повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов;
Средства развития ловкости:
· физические упражнения повышенной координационной сложности;
· физические упражнения, содержащие элементы новизны;
· физические упражнения, требующие быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно изменившейся обстановкой;
· физические упражнения с преимущественной направленностью на психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий;
· специальные физические упражнения для совершенствования координации движений, учитывающие особенности вида деятельности:
1. подводящие, способствующие освоению новых форм движений;
2. развивающие непосредственно координационные способности, проявляющиеся в конкретном виде деятельности.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ
|
|
Ловкость развивается на основе изменения нагрузки – повышения координационной трудности упражнений по следующим направлениям:
· точность движений;
· согласованность движений;
· внезапность изменения обстановки.
Основные методические подходы:
· систематическое пополнение двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений (развитие способности образовывать новые формы координации движений);
· введение фактора необычности при выполнении привычных движений:
1. внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия;
2. смена способа выполнения двигательного действия;
3. предъявление новых координационных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях;
4. изменение внешних условий, вынуждающее варьировать привычные формы двигательной координации.
· преодоление нерациональной мышечной напряжённости (тонической и координационной);
· задания на точность воспроизведения и точность отклонения от эталонных пространственных параметров в стандартных условиях.
Основные методы развития ловкости:
· вариативного упражнения;
· стандартно-повторного упражнения;
· игровой метод;
· соревновательный метод.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Характеристика общеметодических принципов обучения
Принцип сознательности и активности
Сознательность – способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними. Активность – мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу.
Требования, вытекающие из принципов:
· формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения;
· развитие самостоятельности, инициативы;
· стимулирование анализа самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.
Принцип наглядности
Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.
Виды наглядности:
· зрительная;
· звуковая;
· двигательная.
Требования, вытекающие из принципа:
· взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности;
· направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движения.
Принцип доступности и индивидуализации
Важность соблюдения данных принципов определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающихся.
Требования, вытекающие из принципов:
· строгое определение меры доступного;
· последовательное обеспечение методических условий доступности;
· от освоенного к неосвоенному, от известного к неизвестному. От простого к сложному, от лёгкого к трудному;
· использование средств и методов с учётом индивидуальных различий и способностей детей.
КОНТРОЛЬ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ