Каждый из этих элементов в объявлении решает свои задачи, так как творчество в рекламе должно быть очень жестко подчинено конкретным коммуникативным целям. Рассмотрим функции этих элементов и рекомендации, касающиеся их создания.
12.2. Текстовые элементы рекламного обращения
Заголовок — это вводная фраза рекламы в прессе. Вместе с тем аналогичная вводная фраза может быть и в теле-, радиорекламе, наружной рекламе, директ-мейл, полиграфической рекламе. Это наиболее важный элемент объявления. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст рекламы.
Д. Огилви писал: «Самый ужасный грех, если объявление не имеет заголовка... Я всегда пишу не меньше шестнадцати заголовков для каждого объявления».
Приступая к созданию заголовка, надо иметь в виду следующие основные рекомендации.
1. Заголовок в рекламе должен выполнять определенные функции.
Его основное назначение — привлечь внимание читателей и заставить прочитать основной текст (досмотреть или дослушать объявление).
|
|
В печатной рекламе помимо заголовка задачу привлечения внимания выполняет еще и иллюстрация, а при отсутствии иллюстрации ответственность за привлечение внимания ложится на заголовок. Заголовок в прессе конкурирует с сотнями других, читательский глаз пробегает по заголовкам быстро. На вашем он должен остановиться. Заголовок призван побудить читателя глубже вникнуть в суть рекламного обращения, заставить прочитать его до конца.
При этом важно помнить, что заголовок должен привлекать именно вашего потребителя. Если вы продаете товар для мам, выделите это слово особым шрифтом, если вы обращаетесь к людям с плохим зрением, то эти слова должны быть выделены, и т.д.
Но одного пробуждения любопытства с помощью заголовка недостаточно. Это важная, но не единственная его функция. Заголовок не должен быть просто привлекающим внимание,
Текстовые элементы рекламного обращения 261
остроумным каламбуром, общей, ни о чем не говорящей, а тем более бессмысленной, абсурдной, нелепой фразой.
Помимо привлечения внимания1 хороший-заголовок должен решать, по крайней мере, хотя бы еще одну дополнительную задачу, например:
«кратко сообщить об основных преимуществах товара (функциональных или эмоциональных). В самой эффективной рекламе они понятны даже без прочтения основного текста, уже из заголовка. Например, реклама обуви «Ральф» — «Когда нигде не жмет», автомобиля — «Исключительный контроль над дорогой» или другого автомобиля — «Меньше бензина на километр пути», питьевого йогурта — «Сказочно много фруктов». И это лучшее решение заголовка; ш сообщить основной мотив покупки. Рекламисты советуют продавать, например, не мыло, а чистоту, не апельсины, а здоровье, не ноутбук, а успех в карьере, не часы, а престиж, не крем, а молодость; я сообщить, как и когда следует использовать товар («Ночной уход для красоты ваших рук» — реклама ночного крема для рук). Многие рекламные заголовки выполнены с нарушением это-рр правила, они только привлекают внимание. Это делает рекламу неэффективной.
|
|
Большинство людей читает только заголовки. Следовательно, если о товаре и его преимуществах не заявлено в заголовке, будет потеряна большая часть рекламных денег.
Есть простой способ проверки заголовка. Если смысл объявления ясен уже из заголовка и иллюстрации, даже без прочтения основного текста, то заголовок создан правильно.
2. Одним из наиболее сильных слов в заголовке является слово «новый», поэтому, если это возможно, нужно попытаться ввести в заголовок новость. Например, можно сказать о новом продукте, новом применении уже известного продукта, полезных изменениях в знакомом товаре («Новый красный чай», «Новые возможности на рынке телекоммуникаций»).
3. Поскольку многие читают только заголовки, важно, чтобы этим людям было ясно, по крайней мере, какая марка реклами-
Глава 12. Рекламное обращение
руется, поэтому желательно включать наименование марки в заголовок.
4. Заголовок должен быть лаконичным, содержать не более 10 слов, поскольку он должен легко читаться и легко восприниматься. Длинные заголовки воспринимаются хуже коротких. Вместе с тем в прямой почтовой рекламе могут использоваться более длинные заголовки. Такой длинный заголовок оправдан, если в нем говорится о чем-то существенном и каждое слово несет информацию. В «наружке» заголовки должны быть самыми короткими.
5. Заголовок должен быть оригинальным. Подбирая слова для заголовка, надо постараться не использовать штампы, тривиальные и заезженные обороты: «открой для себя», «элитная мебель», «европейский уровень», «восхитительный вкус», «правильное решение» и пр. Банальный, избитый заголовок не привлечет внимание.
6. Надо избегать двусмысленности в заголовках, как, например, во фразах «Мы обуем всю страну» (реклама обувной фирмы) или «Качество наших продуктов — качество нашей жизни. "Седьмой континент"» (для многих людей качество нашей жизни имеет вполне определенный смысл).
7. Если имеется иллюстрация, то заголовок обязательно должен с ней взаимодействовать. Лучшее решение, когда смысл заголовка можно понять только вместе с иллюстрацией. В этом случае человек немного задумывается над рекламой и лучше ее запоминает. Кроме того, такая реклама — более интересная. Нельзя использовать заголовки, которые просто повторяют то, что показывает иллюстрация. Заголовок должен дополнять иллюстрацию, а не дублировать ее.
8. Заголовки не следует набирать прописными буквами (такой текст воспринимается медленнее). Лучше — жирным рубленым шрифтом или курсивом.
9. Шрифт заголовка должен быть крупнее, чем шрифт остального текста. Лучше, если в нем будет использована другая гарнитура (но не всегда).
10. Нельзя печатать заголовок на иллюстрации, особенно на близком по цвету (неконтрастном) фоне.
11. Точка в конце заголовка не ставится.