В зависимости от используемых средств, методы определения показа-
телей качества подразделяют на инструментальные и органолептические.
Инструментальные методы. В зависимости от принципов,лежащих
в их основе, они подразделяются на химические, физико-химические, фи-зические и биологические.
С помощью специальных приборов и реактивов определяют качест-венный и количественный состав, состояние белков, липидов, влаги, струк-турно-механические свойства, цветовые характеристики и другие показатели сырья и готовой продукции.
Широко используют физические методы анализа, отличающиеся большой производительностью и позволяющие всесторонне охарактеризо-вать состав и свойства продуктов, их безопасность.
7
С помощью спектральных методов анализа определяют элементар-ный и молекулярный состав продуктов, в т.ч. содержание микро- и макро-элементов, витаминов А, К, В1, В6 и др.
Применение хроматографических методов анализа позволяет опре-делить аминокислотный и жирно-кислотный состав продуктов, содержание летучих органических токсических веществ – нитрозаминов.
|
|
В практике определения свойств мяса широко используют патен-циометрический метод. С его помощью определяют концентрацию ионовводорода, судят о стабильности свойств продуктов в отношении развития микробиологических процессов, об уровне гидратации белков, способности систем удерживать влагу.
Большое значение для оценки свойств мяса и мясопродуктов имеет реологический метод анализа.Он позволяет определить зависимость струк-турно-механических свойств от различных факторов.
Широкое применение физических методов анализа, с помощью со-ответствующих приборов и аппаратуры для экспресс-методов оценки состава
и свойств мяса позволяет осуществить оперативный контроль показателей на разных этапах технологического процесса.
Органолептические методы
Органолептические показатели оцениваются с помощью органов чувств: зрения, обоняния, вкусовых ощущений и осязания.
Органолептический анализ даёт возможность за короткий срок полу-чить представление о таких свойствах продукта, как внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и др. Эти показатели имеют решающее значение при оценке качества продукции потребителем.
Органолептический метод оценки мяса и мясопродуктов предусмат-ривает очерёдность в определении отдельных показателей качества в соот-ветствии с естественной последовательностью восприятия. В начале зритель-но оценивают такие качественные характеристики продукта, как внешний вид, форму, цвет, затем с помощью обоняния определяют запах и, наконец, оценивают ощущения, возникающие в полости рта при приёме пищи, - вкус, консистенцию (нежность, жесткость) и сочность.
|
|
В настоящее время для оценки качества мяса и мясопродуктов ис-пользуют 5 и 9-бальные шкалы.
По пятибальной шкале 5 баллов означают отличное качество; 4 – хо-рошее; 3 – удовлетворительное; 2 – неудовлетворительное, но допустимое; 1
– неудовлетворительное.
Рекомендуемая ВНИИМПом девятибалльная шкала расширяет диапа-зон органолептической оценки качества. Согласно ей каждый показатель шкалы имеет следующие количественные характеристики:
- для оптимального качества – 9;
- очень хорошего – 8;
- хорошего – 7;
- выше среднего – 6;
- среднего – 5;
8
- приемлемого (но нежелательного) – 4 или 3;
- неприемлемого 2 или 1.
При оценки качества мяса и мясопродуктов проводят микробиоло-гические исследования,позволяющие определить общую микробную обсе-менённость объекта и наличие микроорганизмов, вызывающих пищевые от-равления и заболевания.
При разработки новых видов продукции, совершенствовании сущест-вующих и создании новых технологий наряду с применением всех перечис-ленных методов анализа для получения более полной информации о биоло-гической ценности продуктов и их безопасности проводят физиологические исследования на подопытных животных(белых крысах,поросятах).