Тест по теме: СССР в 1920–1930-е годы
Вариант 11
ЧАСТЬ А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов.
1. Что из перечисленного относится к причинам крестьянских выступлений в 1920–1921 годах?
1) недовольство крестьян введением продналога,
2) наступление А.И. Деникина на Москву,
3) проведение денежной реформы,
4) негативные последствия продразверстки,
5) распад коалиции большевиков и левых эсеров.
2. Восставшие в 1920 г. крестьяне Тамбовской губернии требовали:
1) введения продразверстки,
2) прекращения выкупной операции,
3) восстановления помещичьего землевладения,
4) перевыборов в Советы.
3. В статье «К вопросу о национальностях или об “автономизации”» (1922) глава советского государства В.И. Ленин подверг критике взгляды И.В. Сталина за проект образования СССР, который предусматривал:
1) объединение республик в союзное государство на основе принципа конфедерации,
|
|
2) равноправный союз республик на основе федеративного принципа,
3) право на самоопределение только для народов православного вероисповедания,
4) вхождение национальных республик в состав РСФСР на правах автономий.
4. Что из перечисленного относится к характеристике «культурной революции» в СССР?
1) демократизация школьного образования,
2) расширение автономии университетов,
3) установление свободного выезда за границу деятелей культуры,
4) политика ликбеза.
5. Что из названного относится к мероприятиям НЭПа?
1) денационализация мелкой и средней промышленности,
2) отказ от монополии внешней торговли,
3) введение всеобщей трудовой повинности,
4) изъятие из денежного обращения червонца.
6. В период НЭПа в городах выросло число:
1) мелких ремесленников,
2) крупных частных собственников,
3) крупных частных торговцев,
4) работников частных банков.
7. Какие термины вошли в оборот в годы НЭПа?
1) комбеды, трудовая повинность,
2) концессия, золотой червонец,
3) колхозы, стахановцы,
4) продразверстка, реввоенсовет.
8. Что названного относится к причинам кризисов НЭПа?
1) сохранение продразверстки,
2) форсированные темпы индустриализации,
3) относительно низкая товарность крестьянских хозяйств,
4) деятельность комбедов.
9. Прочтите отрывок из резолюции X съезда РКП(б) и укажите ее название. «Съезд предписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии».
|
|
1) «О красном терроре»,
2) «О единстве партии»,
3) «О свободе совести»,
4) «О рабочем контроле».
10. Прочитайте отрывок из «Письма к съезду» В.И. Ленина и укажите фамилию деятеля партии большевиков, о котором идет речь. «Он, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью.... Он слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».
1) Г.Е. Зиновьев,
2) Н.И. Бухарин,
3) Л.Д. Троцкий,
4) И.В. Сталин.
11. В 1922 г. из Советской России была выслана группы ученых и философов («философский пароход») по причине:
1) сотрудничества их с иностранными издательствами и эмигрантскими организациями,
2) открытого неприятия ими теоретических принципов большевизма,
3) отказа от публикации своих произведений в советской печати,
4) участия их в антиправительственных митингах и демонстрациях.
12. Что из названного относится к характеристике развития культуры и образования в СССР в 1920-е годы?
1) ликвидация цензурных ограничений;
2) освобождение искусства от идеологического контроля;
3) разнообразие художественных стилей и направлений;
4) переход к обязательному семилетнему образованию.
13. Главным результатом внешней политики советского правительства в 1920-е гг. было:
1) подписание договора о ненападении с Германией,
2) установление дипломатических отношений со странами Востока и развитие сотрудничества с трудящимися мусульманами,
3) прорыв дипломатической блокады, установление равноправных отношений с буржуазными странами,
4) установление дипломатических отношений с США.
14. Одной из причин принятого во второй половине 1920-х гг. курса на индустриализацию народного хозяйства СССР было:
1) стремление поддержать развивающееся сельское хозяйство техникой, необходимой в крестьянском подворье,
2) намерение получить кредиты и техническую помощь от стран буржуазной демократии,
3) желание выйти на европейские рынки с традиционными для российской промышленности товарами (льном, продуктами питания),
4) стремление к преодолению технической и военной отсталости страны от западных стран.
15. Существовавшие в СССР в 1920-1930-е гг. народные комиссариаты (наркоматы) это:
1) органы, осуществлявшие политработу в Красной Армии,
2) объединения ветеранов гражданской войны,
3) центральные органы государственного управления,
4) судебные органы в центре и регионах.
16. В какие годы была проведена сплошная коллективизация в СССР?
1) 1922–1924 гг.
2) 1926–1927 гг.
3) 1930–1933 гг.
4) 1937–1939 гг.
17. Что из названного стало последствием коллективизации в начале 1930-х гг.?
1) прекращение вывоза зерна за границу,
2) значительное улучшение материальных условий жизни крестьян,
3) резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур,
4) отчуждение крестьян от собственности и результатов труда.
18. Что из названного относится к последствиям государственной политики в области культуры СССР в 1930-х гг.?
1) освобождение культуры от идеологического контроля,
2) ликвидация цензурных ограничений,
3) поощрение многообразия художественных стилей и форм,
4) утверждение социалистического реализма как официального художественного метода в искусстве.
19. Какой термин характеризует советскую внешнюю политику середины 1930-х гг.?
1) «новое политическое мышление»,
2) «полоса признания»,
3) «разрядка»,
4) «система коллективной безопасности.
20. СССР являлся членом Лиги Наций:
1) в 1924–1939 гг.
2) в 1928–1940 гг.
3) в 1933–1941 гг.
|
|
4) в 1934–1939 гг.
ЧАСТЬ В
Будьте внимательны! Задания части В могут быть 3-х типов:
1) задания, содержащие несколько верных ответов;
2) задания на установления соответствия;
3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа.
1. Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности:
1) принятие СССР в Лигу Наций,
2) подписание Раппальских соглашений,
3) подписание пакта Молотова-Риббентропа,
4) Кронштадтское восстание.
2. Какие три из перечисленных признаков характерны для периода «сталинской модернизации»?
1) замена продразверстки фиксированным продовольственным налогом,
2) формирование трудовых армий и введение трудовой повинности,
3) строительство крупных промышленных объектов, Днепрогэс, Запорожстали,
4) осуществление широкомасштабной коллективизации крестьянства,
5) развитие частного сектора в мелкой и средней промышленности соревнования,
6) развертывание социалистического «стахановского движения».
3. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и названиями занимаемых ими в 1920-1930 гг. постов в руководящих советских органах:
Имя | Должность |
а) А.В. Луначарский | 1) нарком просвещения |
б) К.Е. Ворошилов | 2) нарком иностранных дел |
в) А.Я. Вышинский | 3) нарком обороны |
г) М.М. Литвинов | 4) прокурор СССР |
д) М.И. Калинин | 5) председатель Верховного Совета |
ЧАСТЬ С
Ответы к заданиям части С формулируйте в свободной форме и записывайте в бланк ответов. Предполагаются ответы в развёрнутом виде.
1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. После смерти В.И. Ленина в партии большевиков оживилась фракционная борьба, стали возникать различные группировки, возникла возможность демократизации внутрипартийной жизни. По какому пути пошло развитие внутрипартийной жизни? Приведите несколько причин выбора данного пути.
Тест по теме: СССР в 1920–1930-е годы
Вариант 12
ЧАСТЬ А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов.
|
|
1. СССР был создан в:
1) 1917 г.
2) 1920 г.
3) 1922 г.
4) 1924 г.
2. В период НЭПа:
1) была отменена государственная монополия внешней торговли,
2) осуществлялась политика форсированной индустриализации,
3) была провозглашена свобода торговли,
4) земля и ее недра были переданы в частную собственность.
3. Основателями новых театров в 1920-е гг. были:
1) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич,
2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов,
3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин,
4) С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев.
4. Система внешнеполитических мероприятий СССР в 1930-х гг., направленных на развитие сотрудничества государств по поддержанию мира называлась политикой:
1) сдерживания,
2) мирного сосуществования,
3) разрядки,
4) коллективной безопасности.
5. Какое из понятий связано с новой экономической политикой?
1) раскулачивание,
2) картель,
3) продналог,
4) всеобщая трудовая повинность.
6. Как назывался процесс коренной перестройки промышленного сектора советской экономики в конце 1920-х – 1930-е гг.?
1) коллективизация,
2) индустриализация,
3) национализация,
4) милитаризация.
7. Что из названного относится к последствиям победы И.В. Сталина во внутрипартийной борьбе?
1) утверждение внутрипартийной демократии,
2) критика со стороны руководства ленинского наследия,
3) раскол партии на большевиков и меньшевиков,
4) установление в партии и стране культа личности.
8. СССР был исключен из Лиги Наций из-за:
1) подписания советско-германского договора о ненападении,
2) вооруженного конфликта с японскими войсками у озера Хасан,
3) вступления советских войск на территорию Польши в сентябре 1939 г.,
4) начала войны против Финляндии.
9. Что из названного относится к последствиям «большого террора» 1930-х гг.?
1) формирование легальной политической оппозиции сталинскому курсу,
2) уничтожение значительной части партийной и государственной элиты,
3) начало широкой внутрипартийной дискуссии,
4) исключение СССР из Лиги Наций.
10. Какие термины относятся к историческому периоду, получившему название «сталинской модернизации»?
1) ликбез, комбеды,
2) концессия, золотой червонец,
3) колхозы, стахановцы,
4) продразверстка, Реввоенсовет.
11. Экономическое развитие СССР в 1930-гг. характеризовалось:
1) невмешательством государства в экономику,
2) свободой предпринимательства,
3) государственным контролем над производством,
4) самостоятельностью производителей продукции.
12. Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?
1) расцвет авангардного искусства,
2) ликвидация массовой неграмотности,
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации,
4) обеспечение свободы творчества художников.
13. Что из названного относится к последствиям подписания в 1939 г. пакта Молотова–Риббентропа?
1) вступление СССР и Германии в Лигу Наций,
2) передача Германии Судетской области Чехословакии,
3) прекращение деятельности и роспуск Коминтерна,
4) раздел между Германией и СССР сфер интересов в Восточной Европе.
14. Что из названного стало одним из последствий советско-финляндской войны 1939–1940 гг.?
1) подписание советско-германского пакта о ненападении,
2) рост рабочего движения в западных странах в поддержку СССР,
3) исключение СССР из Лиги Наций,
4) разрыв дипломатических отношений СССР с Англией и Францией.
15. Из перечисленного выделите цели индустриализации: а) развитие легкой промышленности, б) создание оборонной промышленности, в) повышение уровня жизни населения, г) развитие рыночных отношений, д) превращение в индустриальную страну, е) развитие тяжелой промышленности
1) АБЕ,
2) БВГ,
3) БДЕ,
4) ВГД.
16. Главным источником средств на индустриализацию были
1) займы у иностранных государств,
2) капиталы советской буржуазии,
3) доходы от легкой промышленности,
4) доходы от сельского хозяйства.
17. Стахановское движение было направлено на:
1) повышение производительности труда,
2) повышение заработной платы,
3) улучшение качества продукции,
4) рост наукоемкого производства.
18. Коллективизация — это:
1) укрепление крестьянской общины,
2) создание крупных коллективных хозяйств,
3) развитие рыночных отношений в деревне,
4) кооперация зажиточных крестьян.
19. Главная цель коллективизации — это:
1) развитие товарно-денежных отношений в деревне,
2) получение средств на индустриализацию,
3) создание сельскохозяйственных коммун,
4) отказ от планового хозяйства.
20. Коллективизация была завершена в:
1) 1930 г.
2) 1933 г.
3) 1935 г.
4) 1937 г.
ЧАСТЬ В
Будьте внимательны! Задания части В могут быть 3-х типов:
1) задания, содержащие несколько верных ответов;
2) задания на установления соответствия;
3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа.
1. Установите соответствие между событиями и датами:
событие | дата |
а) I съезд Советов СССР | 1) 1921 г |
б) принятие первой конституции СССР | 2) 1922 г. |
в) договор о дружбе и границы СССР и Германии | 3) 1924 г. |
г) убийство С.М. Кирова | 4) 1934 г. |
д) Кронштадтский мятеж | 5) 1939 г. |
2. Какие три из перечисленных положений закрепляла Конституция СССР 1936 г.?
1) высшим органом государственной власти в СССР является съезд Коммунистической партии,
2) все граждане СССР равны перед законом,
3) представители буржуазии и кулачества лишены избирательных прав,
4) СССР — добровольное объединение равноправных Советских Социалистических Республик.
5) СССР является государством диктатуры пролетариата,
6) гражданам СССР гарантируется законом свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций.
3. Установите соответствие между событиями и их датами:
событие | дата |
а) высылка Л.Д. Троцкого из СССР | 1) март 1921 г. |
б) смерть В.И. Ленина | 2) декабрь 1922 г. |
в) X съезд РКП(б), переход к нэпу | 3) январь 1924 г. |
г) образование СССР | 4) январь 1929 г. |
д) убийство С.М. Кирова | 5) декабрь 1934 г. |
ЧАСТЬ С
Ответы к заданиям части С формулируйте в свободной форме и записывайте в бланк ответов. Предполагаются ответы в развёрнутом виде.
1. Объясните, с какими событиями связано появление в 1930-е гг. в советском обществе терминов «ударник» и «стахановец».