Проблема выживания человечества. Сценарии будущего. Футурология

Тема: Философские аспекты глобальных проблем современности.

План.

Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.

Проблема выживания человечества. Сценарии будущего. Футурология.

Роль философии в решении глобальных проблем.

 

Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения.

Глобальными называются общечеловеческие проблемы, которые проявляются в масштабах всей планеты. Они имеют ряд общих существенных черт:

1. затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом;

2. решение глобальных проблем требует объединения усилий всех людей, всего мирового сообщества;

3. являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было;

4. нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным и даже непоправимым последствиям для всего человечества и в целом для сферы его обитания;

5. все глобальные проблемы находятся в такой сложной взаимосвязи, что решение одной из них обязательно предполагает учет влияния на нее других проблем.

Все глобальные проблемы можно разбить по группам:

I. Проблемы, связанные с противоречиями между различными государствами: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными и развивающимися странами,

II. Проблемы, связанные с функционированием системы «человек- общество» (демографическая проблема, проблема здравоохранения, распространение СПИДа и др., проблема образования (грамотности как таковой), своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и эффективное использование ее достижений на благо человека и общества, международный терроризм, распространение наркомании и алкоголизма.

III. Глобальные экологические проблемы:

1. Уничтожение тысяч видов растений и животных, истребление лесного покрова.

2. Стремительное истощение запаса полезных ископаемых.

3. Утрата Мировым океаном функции регулирования природных процессов. Опасным явлением становится эвтрофизация, т. е. омертвление водоемов в результате роста сине-зеленых водорослей, вызванного сбросом в сточные воды биогенов (фосфатов, нитратов). Водоросли, растущие на поверхности водоемов, поглощают кислород, он улетучивается из верхнего слоя воды, а снизу растрачивается на разложение остатков планктона. Без кислорода водоем становится мертвым, хотя вода кажется прозрачной и чистой. Очистные сооружения не предусматривают устранение биогенов.

4. Предельное загрязнение воздуха и воды. Существует несколько видов антропогенных загрязнений атмосферы: аэрозоли (частицы во взвешенном, нерастворенном состоянии); образование в атмосфере азотной и серной кислоты, что обуславливает кислотные дожди; тропосферный азот, т.е. газ, образующийся в близких к земле слоях атмосферы и губительно влияющий на рост деревьев; парниковый эффект, выбросы углекислого газа, метана, окислов азота, фторхлоруглеродов - газов, поглощающих идущее от Земли инфракрасное излучение и нагревающих Землю; наконец, уничтожение озона в стратосфере, что ведет к снятию защиты от губительных ультрафиолетовых лучей.

5. Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов.

Подходы к решению экологических проблем:

естественно-биологический подход: подчеркивает фундаментальную роль биоты (т. е. единого комплекса растений, животных и микроорганизмов) в обеспечении устойчивости биосферы. Резкое изменение флоры и фауны, нарушения биологического разнообразия могут радикально изменить судьбу Земли за несколько десятков лет. За миллиарды лет эволюции Земли биота «научилась» с точностью до 0,0001 воспроизводить, рециклируя, нужные ей вещества (углерод, азот, кислород, фосфор и т. п.). Десятикратное превышение допустимой нормы деформации биоты дает основание сторонникам естественно-биологического варианта решения экологической проблемы выдвинуть требование, чтобы в течение нескольких десятков лет произошло или десятикратное уменьшение населения Земли, или десятикратное уменьшение современной цивилизацией энергопотребления без сокращения населения. Только после этого биота и биосфера вернутся к своему неискаженному состоянию и тогда можно будет положиться на саморегулирующую роль биосферы и не бояться. Таким образом, для решения экологической проблемы, согласно требованиям большинства экологов, необходимо максимально вернуться к первозданной природе, необходимо превратить целые материки и океаны в заповедные территории, или, как минимум, сделать заповедными около 80% территории Земли. Сейчас же эти заповедные территории составляют не более 2%.

· искусственно-технологический подход: предполагает искусственное технологическое регулирование процессов биосферы с устойчивой замкнутостью круговоротов веществ. Однако этот подход вызывает ряд возражений: во-первых, необходимо будет управлять гигантским количеством объектов, но рассчитать их поведение практически невозможно, во-вторых, необходимо тратить 99% ресурсов цивилизации на поддержание замкнутости и скоррелированности биосферной системы, что создаст для цивилизации огромное напряжение, а результат будет тот же, к которому сама биосфера пришла бы путем естественного саморегулирования.

Утопизм обоих подходов к преодолению экологического кризиса заключается в том, что ни тот, ни другой варианты решения проблемы современное человечество не может реализовать.

Пути решения глобальных экологических проблем:

1. экологизация производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла;

2. разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение;

3. поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую;

4. объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения состоялась еще в начале XX в. Тогда, в ноябре 1913 г., в Швейцарии собралось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Активизировалась деятельность

общественных организаций по защите окружающей среды - «зеленые» («Гринпис»);

5. формирование в обществе экологического сознания - понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. В этой связи весьма интересны социальнофилософская концепция коэволюции, то есть такого содружественного развития природы и общества, при котором коллективный разум и коллективная воля способны обеспечить совместное развитие человечества и окружающей его природной среды обитания. Уже давно понятно, что без этого совместного эволюционирования никакого будущего у человека нет.

 

Проблема выживания человечества. Сценарии будущего. Футурология.

Проблема выживаемости человека является центральной для теории ноосферы - новом планетарном явлении, в центре которого находится человеческий разум, та сила, которая соединяет техносферу и биосферу в единое целое и позволяет человечеству разрешать все земные проблемы и противоречия. Среди ученых, разработавших учение о ноосфере, можно выделить Э. Леруа, Тейяр де Шардена, В.И Вернадского, Н.Н. Моисеева и пр. По мнению В.И. Вернадского, ноосфера - это этап в развитии биосферы, когда жизнь на Земле будет определяться так называемым "обобщенным Разумом" человечества. Наступает она по мере достижения человечеством технологий геологических масштабов. Разум и жизнедеятельность людей должны "направлять" дальнейший ход эволюции всего живого на Земле. В эпохе ноосферы человечество должно принять на себя ответственность за результаты жизнедеятельности людей, за безопасность человека и судьбу всей биосферы.

Перспектива ноосферной цивилизации имеет огромное значение. По мнению Л.В. Лескова, в 2040-2100 гг. осуществится ноокосмическая революция, сходная по некоторым своим признакам с неолитической революцией. Она будет всецело основываться на духовно-ноосферной парадигме.

Второй важной теорией выживаемости человечества является концепция устойчивого развития - появившаяся в конце XX века концепция, поставившая «проблему перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между людьми и их сообществами». По сути, это модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социальноэкономических проблем и сохранением окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд.

Понятие устойчивого развития должно определяться через два основных принципа:

1. Антропоцентрический принцип: принцип равенства возможностей поколений (современного и будущего) в плане удовлетворения своих потребностей.

2. Биосфероцентрический (экологический): принцип сохранения биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, необходимого условия ее устойчивости и естественной эволюции, так чтобы дальнейшее развитие человечества не происходило в экофобной форме. Этот принцип можно охарактеризовать как принцип коэволюции природы и общества.

Переход к устойчивому развитию предполагает поэтапное восстановление естественных экосистем до уровня, который обеспечивает устойчивость окружающей среды и при котором появляется реальная возможность существования будущих поколений людей, удовлетворения их жизненно важных потребностей и интересов. Формулирование новой стратегии развития означает постепенное соединение в единую самоорганизующую систему экономической, экологической и социальной сфер деятельности. В этом смысле устойчивое развитие предполагает, как минимум, экономическую эффективность, биосферосовместимость и социальную справедливость при общем снижении антропогенного давления на биосферу.

Глубинная сущность перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и одновременном сохранении биосферы, иными словами, в сохранении биосферы и цивилизации. Однако для того чтобы выжить, сохраниться как уникальный биологический вид, человеку необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы своей деятельности в направлении существенного уменьшения давления на биосферу почти на порядок. Это очень сложная задача, и ее выполнение во многом противоречит всему тому, что характерно для модели неустойчивого, или экономоцентрического, развития, начавшегося с перехода человечества к производящему хозяйству. Необходимость принятия концепции устойчивого развития обусловлена общепланетарной угрозой деградации окружающей среды. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята Декларация, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития.

Теоретическое предвидение будущего - ведущее социальное требование, от которого зависит судьба цивилизации. Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией.

Три течения футурологии:

1. пессимистическое: концепция футурошока (О. Тоффлер), концепции технофобии (Л. Мэмфорд, Т. Роззак), теория технологического пессимизма (Ж. Эллюль, Э. Фромм).

2. оптимистическое: концепция «информационного общества» (Ю. Хабермасс, Д. Белл, М. Маклюэн), стратегия выживания «Римского клуба» (А. Печчеи, Д. Медоуз).

3. Альтернативное: основной тезис - переустройство социальнополитической структуры общества, его системы ценностей, рождение принципиально новой цивилизации с идеей всестороннего раскрытия личности в гармонии с окружающей средой. Среди альтернативистов - «зеленые, пацифисты, экологисты.

Изменение исторически сложившихся представлений о мире, устранения устаревших стереотипов мышления и утверждения новых гуманистических идеалов является первым и необходимым шагом на пути преодоления глобальных проблем и связан он с формированием обновленного мировоззрения в основу которого должен быть положен новый гуманизм, ориентированный на выработку планетарного сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: