Становление и развитие международного права прав человека

Всеобщая декларация прав человека 1948 года ни в одном из своих положений не касается вопроса уважения прав человека в ходе вооруженного конфликта. А в разработанных приблизительно в то же время Женевских конвенциях 1949 года, отсутствует упоминание о правах человека. И все же, невольно, была установлена связь между этими двумя отраслями международного права: Женевскими конвенциями и конвенциями по правам человека. С одной стороны, можно проследить в Женевских конвенциях 1949 года тенденцию к тому, чтобы их положения рассматривались не только как обязательства для выполнения Высокими Договаривающимися Сторонами, но и как личные права, предоставляемые покровительствуемым лицам. В одной из статей каждой из четырех Конвенций предусматривается, что покровительствуемые лица не могут отказаться от прав, которые им предоставляют Конвенции (ст. 7 первой, второй и третьей Конвенций и ст. 8 — четвертой). Более того, статья 3, общая для четырех Конвенций, обязует стороны применять, как минимум, некоторые гуманитарные нормы во время немеждународных вооруженных конфликтов. Таким образом, она устанавливает порядок отношений между государством и его собственными гражданами и, следовательно, вторгается в сферу, где традиционно господствовало право прав человека.

С другой стороны, некоторые из международных договоров по правам человека содержат положения, касающиеся их имплементации во время войны.

Статья 15 Европейской конвенции 1950 года о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации, можно принимать меры в отступление от некоторых прав, закрепленных в Конвенции, за исключением семи неотъемлемых прав, которые составляют "неизменное ядро" (право на жизнь, свободу, безопасность, правосубъектность, неприкосновенность, запрет расовой дискриминации и рабства).

Аналогичные положения можно найти в статье 4 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах и статье 27 Американской конвенции о правах человека. Международные договоры по правам человека должны таким образом применяться и в случае вооруженного конфликта. Там, где конфликт не угрожает жизни нации, что может иметь место, когда государство ведет военные операции ограниченного масштаба на территории другого государства, все положения конвенций о правах человека по-прежнему применяются наравне с международным гуманитарным правом.

Долгое время не уделялось никакого внимания соотношению этих двух отраслей международного права. Только в конце шестидесятых годов, когда один за другим вспыхивали вооруженные конфликты — национально-освободительные войны в Африке, конфликт на Ближнем Востоке, войны в Нигерии и Вьетнаме, в ходе которых применялись нормы права войны, и права прав человека, было осознано существование взаимосвязи между ними. На Международной конференции по правам человека, созванной ООН в 1968 году в Тегеране, официально была подтверждена связь между правом прав человека и международным гуманитарным правом. В Резолюции XXIII, принятой 12 мая 1968 года и озаглавленной "Соблюдение прав человека в вооруженных конфликтах", Конференция призвала к более строгому применению существующих конвенций в период вооруженных конфликтов и к заключению последующих договоренностей. Данной резолюцией было положено начало деятельности ООН в области международного гуманитарного права, развитие которой можно проследить в годовых отчетах Генерального секретаря ООН и ежегодных резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Право прав человека оказало влияние на содержание двух Дополнительных протоколов 1977 года к Женевскими конвенциям 1949 года, например, статья 75 Протокола I (основные гарантии) и статья 6 Протокола II (уголовное преследование), были прямо выведены из Международного пакта ООН о гражданских и политических правах.

Слияние международного гуманитарного права и права прав человека свидетельствует о том, что война и мир, гражданские войны и международные конфликты, международное право и внутригосударственное право, все сильнее переплетаются. Из этого следует, что гуманитарное право и право прав человека могут законно применяться одновременно, в совокупности или дополняя друг друга.

Тема 9. Гуманитарное право и правоохранительная система

Гуманитарное право юридически применимо в ситуациях вооруженных конфликтов. Однако его нормы, касающиеся оказания помощи и предоставления защиты жертвам вооруженных конфликтов, применимы и к ситуациям, которые лучше всего можно охарактеризовать как беспорядки и напряженность.

Вооруженные конфликты не вспыхивают внезапно. Они являются результатом ухудшения состояния соблюдения законности и порядка в стране, за что основную ответственность несут правоохранительные органы. Практическая деятельность сотрудников правоохранительных органов, осуществляемая ими в связи с демонстрациями, заканчивающимися насилием, беспорядками и ситуациями напряженности, которые могут перерасти в гражданскую войну, требует от них знания норм гуманитарного права и прав человека и умения в своей оперативной деятельности и процессе обучения ими руководствоваться. Таким образом, для надлежащего выполнения сотрудниками правоохранительных органов своих задач им необходимо иметь определенный уровень знаний гуманитарного права.

Хотя выполнение функции поддержания правопорядка может быть временно приостановлено во время вооруженного конфликта, последующее расследование фактов (серьезных) нарушений права войны естественно повлечет за собой ответственность по правоприменению. Это можно рассматривать как еще один довод в пользу того, что сотрудники правоохранительных органов должны обладать знаниями в области гуманитарного права.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: