Основные этапы развития общения детей дошкольного возраста

Выделяют пять основных параметров, по которым разграничиваются формы общения:

- время возникновения этой формы общения на протяжении дошкольного детства;

- место, занимаемое ею в жизнедеятельности ребенка;

- основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми;

- ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению с окружающими;

- основные средства общения, используемые ребенком [26, с.22].

На основе этих параметров определены четыре формы общения, которые появляются и развиваются на протяжении дошкольного возраста и по которым можно судить о развитии ребенка.

Первая форма общения ребенка с взрослыми – ситуативно-личностная. Она считается ведущей от рождения до шести месяцев. Основой этой формы является непосредственное эмоциональное общение взрослого с ребенком, что обеспечивает выживание и удовлетворение первичных потребностей малыша. Основная потребность, удовлетворяемая на данном этапе,- потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Ведущим мотивом является личностный. Основные средства общения, которые использует ребенок, - экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные вокализации и движения рук и тела). То, что ситуативно-личностное общение занимает положение ведущей деятельности в первом полугодии жизни, подтверждается исследованиями С.Ю. Мещеряковой (1997) [42, с.74].

Во втором полугодии первого года жизни только непосредственное личностное общение с взрослыми ребенка уже не удовлетворяет. Малыша начинает интересовать предметный мир, то, что делает взрослый. Это происходит в связи с тем, что ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве с взрослыми, в этом возрасте складывается новая форма общения с взрослыми – ситуативно-деловая. Общение уже не занимает место ведущей деятельности, а лишь помогает обслуживать предметно-манипулятивную деятельность, которая является ведущей. Ситуативно-деловая форма общения наблюдается у детей от шести месяцев до трех лет.

При ситуативно-деловом общении ребенку также необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но только этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается малыш, и участвовал в этом процессе. На первый план здесь выходят деловые мотивы. Средства общения становятся богаче: к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные (изобразительные движения, позы, жесты).

Эта форма общения имеет большое значение для развития ребенка, так как:

- во-первых, в подобном общении он овладевает предметными действиями;

- во-вторых, ребенок начинает проявлять самостоятельность и активность;

- в-третьих, в ситуативно-деловом общении возникает и развивается главное человеческое средство общения – речь; малыш начинает произносить первые слова [42, с.80].

Далее, по мнению М.И. Лисиной (1986), появляется внеситуативно-познавательная форма общения. Она возникает у детей в начале дошкольного возраста и складывается приблизительно к 4-5 годам при нормальном ходе развития. Эта форма общения отличается от первых двух тем, что выходит за рамки какой-то конкретной ситуации. Предметом общения могут стать явления и события, которые нельзя увидеть непосредственно, в данный момент, потрогать руками (переживания, планы, мечты…).  Подобное общение становится возможным благодаря овладению ребенком речью, так как именно она дает возможность создавать устойчивые образы и представления, действовать этими образами. Ведущим мотивом на данном этапе развития общения является познавательный.  Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность ребенка в уважении взрослого, что выражается в обиде на замечания и отрицательные оценки. Ребенок на данном этапе пользуется речевыми средствами общения.

Следующей формой общения является внеситутивно-личностная. Это высшее достижение в развитии коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте. Данная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Ведущий мотив общения – личностный.

Внимание ребенка в этом возрасте больше привлекают человеческие отношения, нормы поведения, поэтому дети предпочитают говорить со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка при этом характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию взрослых, а потребность во взаимопонимании и сопереживании ему. Данная форма общения существует самостоятельно, не включена ни в какую другую деятельность. Ребенок использует также речевые средства общения. Это общение вводит его в сложный по своей структуре мир людей и позволяет занять адекватное место в нем. Благодаря достижениям во внеситуативно-личностном общении дети оказываются готовы к школьному обучению [26, с.27].

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста выделяются четыре формы общения ребенка с взрослыми. Рассматриваемые формы общения отражают нормальный ход развития дошкольника. И наличие ведущей формы общения не означает, что автоматически исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший высшей формы коммуникативной деятельности, разговаривает с взрослыми только на личные темы.

Рассматривая проблему формирования коммуникативной деятельности у детей в дошкольном возрасте, нельзя не сказать о том, что кроме взрослых ребенок активно общается со сверстниками.

Потребность в общении со сверстниками начинает оформляться в конце раннего возраста, а у дошкольников становится одной из самых главных (М.И. Лисина, 1988). Взаимодействие с другими детьми составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими.

Под руководством М.И. Лисиной были проведены исследования становления и развития этой сферы социальных контактов ребенка. Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определялось по четырем критериям:

- вниманию его к другим детям;

- эмоциональному отклику на их действия;

- стремлению обратить на себя внимание сверстников;

- чувствительности к их эффективному отношению [32, с.103].

Таким образом, одновременно наличие всех четырех критериев свидетельствует о желании ребенка познать себя, оценить себя посредством других детей и с их помощью. Эти критерии позволяют исследователям выделить четыре этапа в общении детей со сверстниками.

Первый этап – отсутствие у ребенка самостоятельной потребности в общении со сверстниками. Данный период охватывает весь первый год жизни. С.В. Корницкая (1973), Л.М. Царегородцева (1985) установили, что у младенцев проявляется только для критерия потребности в общении со сверстниками: внимание и эффективный отклик. На первом этапе контакты детей со сверстниками побуждаются не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям [32. с.105].

Следующий этап охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Исследования Л.Н. Галигузовой (1992), Т.М. Землянухиной (1991), Р.И. Желеску. Т.М. Сорокиной (1978) показали, что в этом возрасте, кроме первого и второго критерия потребности в общении со сверстниками, появляется также третий и четвертый: малыш пытается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. На данном этапе контакты со сверстниками позволяют детям развивать бурную активность и строить совместную деятельность. Место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе весьма скромное [14, с.34].

Третий этап характерен для детей 3-4 лет. В этот период в поведении детей постоянно проявляются все четыре критерия потребности в общении друг с другом. Но дети по-прежнему больше ориентированы на взрослых и без их помощи и участия не могут наладить сотрудничество и достичь согласия между собой.

Четвертый этап проявляется у детей 4-7 лет. Взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в жизни, но сверстник как партнер по общению обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым (Д.Б. Годовикова, 1988; Р.И. Деревянко, П.Б. Митева, 1985; и Е.О. Смирнова, 1985).

Исследования И.Т. Димитрова (1979) показали, что в результате общения с друзьями ребенок учится оценивать собственные практические умения и получает первое представление о своих знаниях. 29 Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. По данным Е.О. Смирновой (1981), в основе дружеских отношений детей может лежать удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников, оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором месте по значимости для формы дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве. Стремление детей к общности мнений и взглядов занимает лишь третье место [14, с.37].

Е.О. Смирнова также отмечает некоторую специфику общения дошкольников со сверстниками, в отличие от общения с взрослыми:

-  большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий;

-   яркую эмоциональную насыщенность контактов со сверстниками;

- нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками;

-   преобладание инициативных действий над ответными [37, с.50].

Эти особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста и также требуют обеспечения педагогических условий для их реализации Е.О. Смирнова (1988) выделила три этапа в развитии общения дошкольников со сверстниками, которые по аналогии со сферой общения с взрослыми были названы формами общения со сверстниками.

Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй – четвертый год жизни). Это общение ситуативное, оно зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Основные средства общения – локомоции. Или экспрессивно-выразительные движения.

Вторая форма – ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет). Главное содержание общения в данный период – деловое сотрудничество (в сюжетно-ролевой игре). Дети заняты общим делом. Потребность в сотрудничестве – главное для общения детей в этом возрасте. Ярко выделяется и потребность в признании и уважении сверстников. Преобладают речевые средства общения. Общение в основном ситуативное.

Третья форма общения – внеситуативно-деловая – появляется в конце дошкольного возраста у многих детей (но не у всех). Внеситуативность общения развивается в двух направлениях:

- увеличивается число внеситуативных, речевых контактов;

 - образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия [37, с.54].

Ребенок в возрасте 6-7 лет начинает выделять и чувствовать сущность другого человека. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно называть личностным. Сверстник становится предметом сравнения с собой, средством самоутверждения, а также самооценки целостной личностью.    Это сравнение превращается во внутреннюю общность, что делает возможным более глубокие межличностные отношения.

Вывод:

1. Вопрос формирования общения у детей дошкольного возраста является актуальной в педагогике и в психологии, что подтверждается многочисленными исследованиями (Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина. Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.)

2.  Психолого-педагогические исследования доказали решающую роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: