ПОНЯТИЕ | ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ТЕХНОЛОГИЧ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ||||
подход | концепция | закономерности | принципы | |||
Деятельность |
|
|
|
|
| |
Философия: | ||||||
Психология: | ||||||
Педагогика: | ||||||
Условия реализации в науке | ||||||
Второй путь создания новой вузовской технологии – анализ и обобщение опыта конкретного педагога или группы. Путем выделения и описания технологической инструментовки опыта решения конкретной проблемы через призму конкретной идеи появляется технология развивающего, проблемного, интенсивного или контекстного обучения.
Это происходит тогда, когда педагог, анализируя, оценивая и обобщая свой педагогический опыт, выходит на поиск научного средства для его обоснования, выстраивания логики своих действий и описания смены используемых методов и приемов на всех этапах достижения поставленной цели.
Что делает педагог в этом случае? Каков порядок его действий в построении и описании своей технологии? Он:
-технологически описывает опыт решения конкретного типа задач, выдвигаемой жизнью, но еще не нашедшей отражения в науке;
-вскрывает противоречие своего нового опыта с установившимися положениями науки, вскрывает однобокость тех или иных ее выводов и рекомендаций, предлагает новые и более современные методы решения такого типа задач;
-выстраивает и описывает этапы (технологические шаги) как целостные единицы в структуре своей деятельности, описывает ведущие методы и приемы на каждом этапе;
-научно обосновывает выбранную логику в рамках конкретной теории или концепции, принципа или метода;
-описывает параметры и критерии для оценки эффективности новой технологии в решении выделенной группы вузовских задач;
-описывает условия и границы ее применения в образовательной среде.
Педагогический опыт, если он теоретически и методологически обоснован, описан технологично в виде системы действий педагога и учащегося, может быть оформлен в виде конкретной педагогической технологии. В этом случае он представляет ценность не только для самого создателя, но и становится новой авторской технологией, с которой могут познакомиться другие педагоги и использовать в своей практике.
Пример «Проблема развития познавательного интереса студента колледжа»
Концепция развития познавательного интереса студента колледжа | Способы реализации | ||
подход | закономерности | принципы | |
*Концепция в диссертации | |||