Группа на 04.04.2020 Преподаватель Муклецова Е.Н.
ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 Лечение пациентов терапевтического профиля
Тема: Лечение артериальной гипертензии
Практическое занятие - 6 ЧАСОВ
Уважаемые студенты! Вам нужно изучить теоретический материал по данной теме, выполнить предложенные задания и выслать ответы на электронную почту: elena.mukletsova@yandex.ru. Просьба, отчитываться ежедневно, в день проведения занятия по расписанию.
- Учебник в электронной библиотеке:
Нечаев В.М., Лечение пациентов терапевтического профиля [Электронный ресурс]: учебник / В.М. Нечаев, Л.С. Фролькис, Л.Ю. Игнатюк - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 864 с. - ISBN 978-5-9704-4013-1 - Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440131.html (Стр.73 – 89)
- Клинические рекомендации и алгоритмы, размещенные https://vk.com в сообществе «Изучаем терапию» в разделе «Документы» и «Готовимся к занятиям» ПМ 02 МДК 02.01Лечение пациентов терапевтического профиля - Режим доступа: https://vk.com/club161558603
- Клинические рекомендации «Артериальная гипертензия у взрослых» 2020год (интернет- ресурс)
- При выписке рецептов ориентируйтесь на список препаратов в разделе «Готовимся к занятиям» (см.п.2)
Тема: Лечение артериальной гипертензии
Цели занятия: закрепление теоретических знаний по теме; знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципами лечения и профилактики; умение анализировать полученные сведения.
Студент должен знать:
• современную классификацию гипертонической болезни;
• методы обследования больных с артериальной гипертензией;
• клинические симптомы заболевания;
• принципы современного лечения АГ;
• тактику фельдшера при оказании скорой помощи больным с неотложными состояниями при АГ: гипертонических кризах, отеке легких, нарушениях ритма сердца.
Студент должен уметь:
• детально собрать анамнез и провести субъективное и объективное исследования пациента;
• обосновать и правильно построить предварительный диагноз;
• правильно интерпретировать данные лабораторных и других дополнительных методов обследования больных с АГ;
• составить план лечения;
• оказать неотложную помощь при гипертоническом кризе;
• заполнить медицинскую документацию.
Формируемые компетенции:
ОК 1-6, 8-13
ПК 2.1,ПК 2.2, 2.3, 2.6, 2.8
Внимательно прочитайте предложенный материал, обратите внимание на следующие вопросы
1. Дайте определение гипертонической болезни. Критерии установления диагноза.
2. Какую современную классификацию АГ вы знаете?
3. Расскажите о патогенезе АГ.
4. Основные клинические проявления АГ.
5. Что относится к органам-мишеням гипертонической болезни?
6. Осложнения АГ.
7. Что такое гипертонический криз?
8. Назовите основные причины гипертонического криза.
9. Перечислите классификации гипертонических кризов?
10. Чем характеризуются осложненный и неосложненные кризы?
11. Диагностические критерии гипертонических кризов.
12. Какие лекарственные препараты применяют для неотложной помощи при гипертонических кризах?
13.Показания к антигипертензивной терапии
14. Основные принципы лечения АГ.
15. Целевые уровни артериального давления
16. Что относят к немедикаментозным методам лечения АГ?
17. Медикаментозные методы лечения АГ.
18. Принципы назначения медикаментозной терапии при АГ (в соответствиями с клиническими рекомендациями 2020 года «Артериальная гипертензия у взрослых»).
19. Основные классы препаратов для лечения артериальной гипертензии.
20. Что относят к симптоматической АГ?
Выполните следующие задания:
Задание 1
Выберите правильный вариант ответа.
1. В повышении АД участвуют следующие механизмы, кроме:
а) увеличения сердечного выброса;
б) задержки натрия;
в) увеличения активности ренина;
г) увеличения продукции катехоламинов;
д) повышения венозного давления.
2. К факторам риска развития гипертонической болезни относят все перечисленное, кроме:
а) наследственного предрасположения;
б) избыточного потребления соли;
в) ЯБ;
г) избыточного веса;
д) низкой физической активности, хронического стресса.
3. Уровень АД определяется:
а) работой сердца (минутный объем)
б) периферическим сопротивлением;
в) обоими факторами.
4. Наиболее ранним признаком АГ является повышение:
а) АД;
б) венозного давления;
в) внутричерепного давления;
г) внутриглазного давления.
5. Для АГ характерно:
а) приступообразная головная боль, охватывающая правую или левую половину головы;
б) боль, усиливающаяся при поворотах шеи;
в) тупая головная боль с локализацией в теменно-затылочной области;
г) боль в проекции придаточных пазух носа.
6. Для гиперкинетического клинико-патогенетического варианта гипертонической болезни характерно:
а) повышение периферического сопротивления;
б) увеличение работы сердца;
в) задержка соли и воды.
7. Для гипокинетического клинико-патогенетического варианта гипертонической болезни характерно:
а) высокое периферическое сопротивление сосудов;
б) увеличение работы сердца;
в) понижение эластичности восходящей части аорты.
8. Для злокачественного гипертензивного синдрома наиболее характерно:
а) незначительное повышение систолического и диастолического давления;
б) значительное повышение АД с преобладанием систолического, легко поддающееся лечению;
в) значительное повышение АД с преобладанием диастолического, не снижающееся под воздействием терапии;
г) высокое АД с преобладанием систолического, незначительно снижающееся под воздействием стандартной терапии.
9. При гипертоническом кризе наблюдается пульс:
а) аритмичный;
б) твердый напряженный;
в) нитевидный;
г) быстрый, скорый.
10. Для гипертонического криза 1 типа наиболее характерны:
а) резкая головная боль, заторможенность, парестезии, тошнота, рвота, боль за грудиной ангинозного характера, повышение АД за счет систолического и диастолического, наступление эффекта от терапии через 3-5 дней;
б) головная боль, тошнота, рвота, тахикардия, возбуждение, преобладание повышения АД за счет систолического, быстрое нарастание симптомов, быстрое наступление эффекта от проводимой терапии;
в) высокое систолическое и диастолическое давление при удовлетворительном самочувствии, толерантность АД к терапии;
г) головная боль, тошнота, рвота при нормальном АД.
11. Наиболее частые осложнения гипертонического криза:
а) инсульт, инфаркт миокарда;
б) обморок, коллапс;
в) ревматизм, порок сердца;
г) пневмония, плеврит.
12. При лечении гиперкинетической формы гипертонической болезни наиболее эффективен препарат:
а) метопролол;
б) салуретики;
в) каптоприл;
г) коринфар.
13. Для лечения гипертонической болезни II стадии показаны все перечисленные препараты, кроме:
а) амлодипина;
б) индапамида;
в) бисопролола;
г) ибупрофена
14. Для купирования гипертонического криза применяют:
а) морфин, атропин;
б) моксонидин, каптоприл;
в) анальгин, димедрол;
г) мезатон, баралгин.

Рис. 41
Рис.42
Задание 2
Дополните следующие утверждения.
1. Под АГ понимают...
2. Укажите уровни АД
3. Перечислите стадии гипертонической болезни согласно современной классификации (рис. 41):
1).
2).
3)...
4. Обозначьте органы-мишени, наиболее часто поражаемые при гипертонической болезни. Какие осложнения влечет за собой их поражение (рис. 42)?
5.Степени риска АГ
6. Целевые уровни артериального давления
7. Группы препаратов, применяемые для лечения гипертонической болезни.
8. Принципы назначения медикаментозной терапии при АГ.
9. Гипертонический криз - это...
10. Классификация гипертонических кризов.
11. Перечислите препараты, применяемые для оказания неотложной помощи при неосложненном гипертоническом кризе.
12. К немедикаментозным методам лечения (рис. 43) гипертонической болезни относят (распишите подробно).
Рис. 43
Задание 3
Найдите правильные ответы (А-К), соответствующие вопросам (1-10):
1. Назовите нормальные показатели АД согласно ВОЗ?
2. Перечислите факторы риска развития АГ?
3. Какие системы участвуют в формировании АГ?
4. Какие жалобы относят к кардиальным?
5. Какие жалобы относят к церебральным?
6. Какие жалобы относят к общеневротическим?
7. Назовите основные группы препаратов, применяемых в лечении АГ?
8. Что такое гипертонический криз?
9. Какова современная классификация гипертонических кризов?
10. Перечислите средства, применяемые для купирования гипертонического криза на догоспитальном этапе:
A. Головная боль, головокружение, тошнота, рвота, нарушение зрения.
Б. Сердцебиение, боли и перебои в области сердца, одышка.
B. Озноб, дрожь, чувство жара, потливость.
Г. 110-139/70-89 мм рт.ст.
Д. Осложненный и неосложненный.
Е. β-Адреноблокаторы, блокаторы кальциевых каналов, ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ), диуретики, блокаторы рецепторов ангиотензина II.
Ж. Симпатико-адреналовая система и система ренин-ангио- тензин-альдостерон.
З. Резкое повышение АД.
И. Наследственное предрасположение, нервно-психическое перенапряжение, избыточное потребление поваренной соли, избыточная масса тела, малоподвижный образ жизни, курение, злоупотребление алкоголем, чрезмерное употребление кофе, крепкого чая, гормональные нарушения, нарушение толерантности к глюкозе.
К. Коринфар, каптоприл в таблетках, анаприлин, обзидан (при тахикардии), эналаприл, лазикс внутривенно.
Задание 4
У больного гипертонический криз. Какие изменения наблюдают со стороны кожных покровов, сердечно-сосудистой, нервной, других органов и систем. АД при кризах 1 и 2 типов?
A)... Б)...
B)... Г)...
Д).
Рис. 44
Задание 5
Составьте алгоритм оказания неотложной помощи при неосложненном гипертоническом кризе (рис. 44).
Задание 6
1. Укажите отличительные клинические признаки гипертонических кризов 1 и 2 типов с учетом:
а) времени появления;
б) течения;
в) развития;
г) изменения АД;
д) продолжительности;
е) осложнений.
Задание 7
А) Выпишите таблетки:
- рамиприла
-эналаприла
-периндоприла
- индапамида
Б) Укажите группу, показания, противопоказания, побочные эффекты.
Клинические задачи
Задача 1
Женщина, 46 лет. Пациентка предъявляет жалобы на головные боли в затылочной области, утомляемость, раздражительность, пло-
хой сон, неприятные ощущения в области сердца. Больна около 10 лет, периодически отмечалось повышение АД до 180/100 мм рт.ст., к врачу обращалась редко. Состояние ухудшилось после того, как в течение месяца больная совмещала работу с уходом за больной матерью. Работает воспитателем в детском саду, курит около 10 сигарет в день. Замужем, имеет 18-летнего сына, обстановка в семье спокойная. При поступлении в больницу состояние относительно удовлетворительное. Пульс ритмичный, АД 175/100 мм рт.ст. Другие органы без патологии, анализ крови без изменений, в моче обнаружен белок, 2-3 лейкоцита, 0-1 эритроцитов.
1. Какие еще органы нужно обследовать?
2. Назовите дополнительные исследования, которые необходимо провести (рис. 45).
3. В каком лечении нуждается эта больная?
4. Ваши рекомендации по лечению после выписки из больницы.
Задача 2
Больной К., 62 года. Мужчина поступил с жалобами на резкую головную боль, головокружение, тяжесть в голове, ухудшение зрения и слуха, тошноту, рвоту, ощущение «ползания мурашек по коже», вялость, сонливость. Объективно: бледность кожных покровов, тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс 60 в минуту, АД 260/180 мм рт.ст.
В анамнезе - гипертоническая болезнь II стадии (рис. 46).
1. Поставьте предварительный диагноз?
2. Какая неотложная помощь нужна при этом состоянии?
Рис. 45
Рис. 46
Задача 3
Мужчина, 59 лет. В течение 20 лет страдает гипертонической болезнью, периодически принимает эналаприл, дважды по назначению врача принимал индапамид, ведет малоподвижный образ жизни, недавно бросил курить. Самочувствие ухудшилось неделю назад после неприятностей на работе. Госпитализирован с жалобами на тяжесть в затылочной области, шум в ушах, давящие боли в сердце, сердцебиение и одышку при небольшой физической нагрузке. При осмотре: выглядит старше своих лет, подкожный жировой слой развит чрезмерно, тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс 56 в минуту, АД 200/120 мм рт.ст (рис. 47).
1. Поставьте предварительный диагноз?
2. Назовите дополнительные исследования, которые необходимо провести?
3. Какую неотложную помощь следует оказать больному?
Рис. 47
Задача 4
Пациетка, 47 лет. Женщина обратилась с жалобами на сильную головную боль в затылочной области, головокружение, тошноту, однократную рвоту, давящие боли в области сердца. Считает себя больной в течение двух лет, когда после сильного стресса появились головные боли в затылочной области, периодически на высоте болей возникали носовые кровотечения. К врачу не обращалась. Приступ развился час назад после конфликта с учениками.
Объективно: возбуждена, кожа лица гиперемирована, тремор пальцев рук, ЧДД 22 в минуту. При аускультации - дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 94 в минуту, АД 220/130 мм рт.ст.
1. Поставьте предварительный диагноз?
2. Опишите тактику фельдшера в данной ситуации?






