Тема: Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным методам исследования (преаналитический этап лабораторного исследования)
Изучив соответствующий материал учебников и конспектов лекций, ответьте на следующие задания.
1) Лабораторные исследования являются __________________________
методом обследования пациентов.
2) Целями проведения лабораторных исследований являются:
________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Перечислите биологические материалы для лабораторных исследований:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Заполните схему
5) Цель общеклинического исследования крови – _____________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Перечислите показатели развернутого анализа крови
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Терминологический диктант:
|
|
Анемия – ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лейкопения – _________________________________________________________________
Лейкоцитарная формула – ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________ – увеличение общего числа лейкоцитов в крови
Лейкоциты – ______________________________________________________________
Лимфоцитоз – ________________________________________________________________
_______________________– увеличение количества макроцитов в крови (эритроцитов с
диаметром более 7,7 мкм).
Нейтропения – ________________________________________________________________
_______________________ – увеличение количества нейтрофильных лейкоцитов в мазке
крови.
Пойкилоцитоз – _______________________________________________________________
Ретикулоциты – _______________________________________________________________
Сдвиг лейкоцитарной формулы влево - ___________________________________________
_____________________________________________________________________________.
СОЭ – _______________________________________________________________________
_____________________________ – увеличение количества тромбоцитов в крови.
Тромбоцитопения - ____________________________________________________________
________________________________________ – индекс, коэффициент, указывающий на
степень насыщения эритроцитов гемоглобином.
Эритроцитоз – ________________________________________________________________
8) Заполните таблицу «Показатели биохимического анализа крови»:
Обменные процессы | Показатели |
Липидный обмен | |
Белковый обмен | |
Углеводный обмен | |
Пигментный обмен | |
Водно-минеральный обмен |
9) Терминологический диктант:
____________________ – фермент, катализирующий реакцию гидролиза крахмала.
__________________________ – конечный продукт распада гемоглобина.
|
|
Гипербилирубинемия – _________________________________________________________
Гипергликемия – ______________________________________________________________
________________________________ – увеличение содержания холестерина в крови выше нормы
Гипогликемия – _______________________________________________________________
_________________ – снижение уровня калия в крови ниже нормы.
Глюкоза – ____________________________________________________________________
___________________ – низкомолекулярные вещества, обладающие высокой физиологи-
ческой активностью, контролирующие обменные процессы.
________________ – основной микроэлемент организма человека, входит в состав гемоглобина, миоглобина и некоторых ферментов.
_________________________ – конечный продукт распада креатинфосфата в мышцах, имеет белковое происхождение, относится к непороговым веществам
______________________________– комплекс белков с липидами, специфические транспортные белки, способствующие обогащению и выведению холестерина.
ЛПВП – _________________________________________________ – выводят холестерин
ЛПНП – ___________________________________________, фактор атерогенности атеросклероза, обогащают организм холестерином
_________________________ – основной продукт распада белков
_________________________ – основная липидная фракция организма.
10) Впишите пропущенные слова:
Кровь для биологического и иммунологического исследования берет ______________ в _________________________ из _____________ вены утром _______________, в __________________________ пробирку, ________ мл.
11) «Алгоритм взятия крови из периферической вены» (установите правильную последовательность)
1. | Вымыть руки гигиеническим способом и надеть перчатки. | |
2. | Выбрать и осмотреть/пропальпировать область предполагаемой венепункции для избежания возможных осложнений. При выполнении венепункции в область локтевой ямки - предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку. | |
3. | Набрать в шприц необходимое количество крови. | |
4. | Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. | |
5. | Прижать к месту инъекции салфетку/ватный шарик с кожным антисептиком. Извлечь иглу, попросить пациента держать салфетку/ватный шарик у места инъекции 5-7 минут. | |
6. | Убедиться, что игла в вене: потянуть поршень на себя, при этом в шприц должна поступить кровь. | |
7. | Наложить жгут (на рубашку или салфетку) так, чтобы при этом пульс на ближайшей артерии пальпировался и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее. | |
8. | Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет. | |
9. | Снять перчатки, поместив в емкость для медицинских отходов класса Б, вымыть руки гигиеническим способом. | |
10. | Взять шприц, фиксируя указательным пальцем канюлю иглы. Остальные пальцы охватывают цилиндр шприца. | |
11. | Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию и оформить направление | |
12. | Развязать жгут и попросить пациента разжать кулак. | |
13. | Предложить/помочь пациенту занять удобное положение: сидя или лежа | |
14. | Натянуть кожу в области венепункции, фиксируя вену. Пунктировать вену иглой: проколоть кожу рядом с веной, пройти иглой в подкожно-жировой клетчатке 1,5 см, слегка повернуть иглу и пунктировать вену, при попадании иглы в вену ощущается «попадание в пустоту». | |
15. | Организовать доставку проб крови в лабораторию в герметичных контейнерах. | |
16. | Шприц, использованный материал поместить в ёмкость для утилизации медицинских отходов класса Б. |
12) Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.
1. Что изображено на рисунке?
2. В чем преимущества забора крови из вены ____________________?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
13) Заполните таблицу
Анализ мочи | Показания | Подготовка и проведение анализа |
14) Терминологический диктант:
1. Наличие сахара в моче называется _________________________.
2. Наличие белка в моче называется __________________________.
3. Наличие в моче лейкоцитов (количество, превышающее допустимые нормы), называется _______________________________.
4. Гной в моче ___________________________________________.
5. Преобладание ночного диуреза над дневным называется_____________________
6. Увеличение количества выделяемой мочи более 2 литров в сутки называется ____________________________________________.
7. Уменьшение выделяемой мочи менее 500 мл в сутки называется _____________________
8. Отсутствие мочи называется ______________________________.
9. Примесь крови в моче называется _________________________.
15) Оцените результаты исследования мочи по Зимницкому:
№ п/п | Номер порции | Количество мочи (мл) | Удельный вес |
1 | 6.00-9.00 | 070 | 1010 |
2 | 9.00-12.00 | 100 | 1011 |
3 | 12.00-15.00 | 95 | 1008 |
4 | 15.00-18.00 | 100 | 1010 |
5 | 18.00-21.00 | 130 | 1008 |
6 | 21.00-24.00 | 180 | 1009 |
7 | 24.00-3.00 | 170 | 1012 |
8 | 3.00-6.00 | 200 | 1011 |
Оценка: суточное количество мочи (СД): ___________ мл, что ____________________; дневной диурез (ДД) - _________ мл,
ночной диурез (НД)_________ мл,
соотношение ДД/НД= ____:____=______, _________________________________________
Колебания удельного веса большие – от _____ до _____, т. е. концентрированная функция почек ___________________________________
16) Ситуационные задачи.
1. Врач назначил исследование крови, но в беседе с пациентом медсестра выяснила, что утром, сразу после сна, он выпил стакан лимонада.
Тактика медсестры
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пациенту назначено биохимическое исследование крови. Медсестра заранее приготовила стерильную пробирку и написала направление. Утром медсестра пригласила пациента в процедурный кабинет, где взяла 5 мл крови и сразу же отнесла ее в лабораторию.
|
|