Способствует знакомству с цветами, геометрическими фигурами.
Необходимый инвентарь: цветные круги разных размеров.
Надо вырезать из цветной бумаги кружочки большие и маленькие. Вырезать круги из цветной бумаги можно в присутствии ребёнка, всё время поясняя ему свои действия. Для начала можно взять три цвета: жёлтый, синий, зелёный. Затем начнём складывать парочки проговаривая: «Большой зелёный кружочек и маленький зелёный кружочек. Большой синий кружочек и маленький синий кружочек…»
Для контроля можно попросить ребёнка самостоятельно найти парочку, например, к большому синему кружочку. Вам необходимо проверять, усвоил ли ребёнок понятие «большой», запомнил ли синий цвет, правильно ли нашёл пары. Задания для контроля могут быть разные:
- найти пару к маленькому жёлтому кружочку;
- найти пары ко всем большим кружочкам;
- сложив неправильно пары, попросить исправить ошибку.
Теперь можно добавить синий кружочек и другие цвета. Из трёх кружочков можно уже конструировать фигурки, например, снеговика. Причём на разных занятиях снеговиков можно строить из различных цветов. После того как ребёнок научился различать цвета и строить снеговиков из кружочков различного цвета, можно дать контрольное задание:
|
|
- сложить красного снеговика;
- найти пару для среднего зелёного кружочка;
- найти все коричневые кружочки…
Цветные треугольники
Знакомство с цветами, геометрическими фигурами.
Необходимый инвентарь: цветные треугольники разных размеров.
Вырезать из цветной бумаги треугольники. Можно из треугольников также собирать пары, как и в предыдущей игре. Затем перейти к более сложным фигурам и собирать ёлочки. Когда малыш научится правильно выполнять задания с треугольниками, можно усложнить задачу, используя приобретённые знания в предыдущей игре, например:
- сложить белого снеговика и найти пару для большого синего треугольника;
- построить ёлочку и синего снеговика…
Цветные прямоугольники
Знакомство с цветами, геометрическими фигурами.
Необходимый инвентарь: цветные прямоугольники разных размеров.
Вырезать из цветной бумаги прямоугольники. Изучая прямоугольники, можно строить машины. Просто машины и машины, которые перевозили песок. При этом используются навыки, полученные в предыдущих играх.
Задания для контроля можно усложнить:
- в готовой машине просить изменить цвет колёс;
- построить машину зелёного цвета, которая везёт жёлтый песок;
- кузов красный, кабина белая, колёса чёрные;
|
|
- построить зелёную ёлочку, жёлтого снеговика и синюю машину.
Когда малышу станет скучно играть с цветными бумажками, можно применить следующий приём. В коробке лезвием вырезать фигурки: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Из цветного картона также вырезать фигурки. Предложить малышу следующие задания:
- положить в коробочку синий прямоугольник;
- положить в коробочку зелёный кружочек…
Нужно рассчитать величину фигур так, чтобы перепутать отверстие для них было невозможно, то есть чтобы кружок нельзя было положить в квадрат, овал в кружок и т.д.
Катушки ниток
Знакомство ребёнка с цветами, нахождение соответствия по цвету.
Необходимый инвентарь: корзинка, катушки ниток разного цвета.
Заполните корзинку катушками с разноцветными нитками. Вот что можно с ними делать, когда у вас с малышом выдалась свободная минутка:
- находить катушки с нитками одинакового цвета. При этом ребёнок обязательно должен называть цвет ниток на катушке, которую он вытаскивает из корзины;
- строить башенку из катушек;
- доставать из корзины катушку заданного вами цвета. Если при этом ребёнок ошибается, обязательно назовите тот цвет, который он достал, а потом помогите ему найти нужный цвет.
Сложи картинку
Развивать пространственные отношения.
Необходимый инвентарь: возьмите простые картинки (например, лейка, ракета, машинка) и разрежьте их пополам.
Вы предлагаете вашему ребёнку по образцу сложить изображение из двух частей. Если при этом у малыша возникают затруднения, то необходимо ему показать, как нужно сложить картинку, потом сложить её вместе с ребёнком, а затем предложить ему сложить картинку самостоятельно. Обязательно ребёнок должен назвать предмет, который у него получился при складывании картинки.
Сложи лесенку
Научить соотносить предметы по величине.
Необходимый инвентарь: 5 картонных полосок, различных по длине.
Вы кладёте перед ребёнком полоски и предлагаете из них сложить лесенку. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребёнок приготавливает: «Длинная полоска, теперь короче, ещё короче и самая короткая полоска».
Расставь мебель
Научить соотносить объёмные предметы с их условными обозначениями на плане, знакомить с простыми отношениями предметов и их словесными обозначениями.
Необходимый инвентарь: кукольная комната, игрушечная мебель (стул, стол, диван).
Можно ребёнка посадить на коврик. Вы перед ребёнком ставите кукольную мебель и рассказываете историю: «Кукла Катя купила мебель и расставила её в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним стул, у стены под окном - диван». Рассказ сопровождается расстановкой предметов в нужных местах комнаты. Дальше рассказ можно продолжить: «Лисичка увидела, как Катя удобно расставила мебель, и захотела расставить мебель у себя дома так же. Нужно помочь лисичке. Лисичкина комната у нас будет здесь, на листе бумаги. Вот здесь дверь, окно (они изображены чёрточками в нужных местах), а вместо вещей у нас будут картонные фигурки: круг – это стол, квадрат – это стул, прямоугольник – диван. Теперь поставь фигурки на свои места». Ребёнок ставит фигурки на плане и говорит: «Стол – посередине, стул – рядом, диван – справа».
Найди куклу
Научить работать с планом.
Необходимый инвентарь: план комнаты, кукла.
Вы рисуете план комнаты и на нём отмечаете место, где спряталась кукла. Затем предлагаете ребёнку найти куклу, и он ищет куклу в реальной комнате по плану. После как кукла найдена, ребёнок прячет куклу в другое место и отмечает его на плане. После этого вы ищите куклу.
|
|
Раздели по признакам
Научить детей классификации предметов по отдельным признакам.
Необходимый инвентарь: ракушки, скрепки, пуговицы, камешки, палочки, ленточки, верёвочки, кубики, кирпичики, арки, шишки, кусочки ткани.
Для того, чтобы научить детей классифицировать предметы по отдельным признакам, можно дать следующие задания:
- предлагаете положить в одну коробку маленькие ракушки (скрепки, пуговицы, камешки), а в другую – большие;
- просите сложить в одну кучку длинные палочки (ленточки, верёвочки), а в другую – короткие. Справа положить широкие ленточки, а слева – узкие;
- перед обедом можно попросить ребёнка рассортировать ложки на большие (для супа) и маленькие (чайные);
- просите сложить в одну коробку кубики, в другую – кирпичики, в третью – арки;
- даёте задание выбрать из всех пуговиц только круглые;
- предлагаете выбрать из всех шишек еловые и сосновые;
- можно попросить ребёнка сложить в одну коробочку красные пуговицы, в другую – зелёные, в третью – белые, в четвёртую – чёрные, в пятую – жёлтые, в шестую – синие;
- можно также попросить ребёнка с закрытыми глазами рассортировать камешки на лёгкие и тяжёлые;
- предлагаете разделить предметы на мягкие и твёрдые;
- дайте ребёнку на ощупь, с закрытыми глазами, классифицировать коллекцию тканей на тонкие и плотные;
- предлагаете на ощупь из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, метала, пластмассы и т.д.
Кто где живёт?
Научить классифицировать животных по месту обитания.
Необходимый инвентарь: набор картинок с домиками животных и набор картинок «Животные».
Вы показываете ребёнку картинку с домиком животного, а он должен из картинок на столе выбрать то животное, которое живёт в этом домике. Например, вы показываете картинку конуры, ребёнок должен подобрать картинку собаки. При этом ребёнок обязательно должен проговорить: «Собака живёт в конуре». Игра продолжается до тех пор, пока все животные не обретут свои домики.
|
|
Кто что ест?
Научить группировать предметы по определённому признаку.
Необходимый инвентарь: набор картинок «Животные», картинки с изображением еды для разных животных.
На столе перед ребёнком лежат картинки с изображением еды различных животных: рыба, косточка, морковка, сыр, молоко, капуста и т.д. Затем вы поочерёдно показываете ребёнку разных животных. А он подбирает для них соответствующие карточки с едой.
Время года
Научить устанавливать простые закономерности.
Необходимый инвентарь: картинки с изображением предметов, которые нужны в разные времена года: зонтик, сапоги, лейка, перчатки, лыжи, шапка, мяч, санки, лопата, надувной круг.
Вы предлагаете ребёнку из картинок, лежащих у него на столе, выбрать те, которые нужны зимой, и объяснить свой выбор. Например, ребёнок берёт картинку санок и говорит: «Зимой мне нужны санки, потому что на них можно кататься с горки». Необходимо побудить ребёнка самостоятельно рассуждать по поводу выбранных предметов. дальше нужно предложить ребёнку выбрать картинки, которые пригодятся летом, осенью, весной.
Какой у тебя рост
Научить сравнениям.
Многие взрослые часто спрашивают у детей: «Какого ты роста?» Как правило дети с удовольствием рассказывают про свой рост. Ходите по дому, сравнивая предметы с ребёнком и выясняя, какие из них выше, а какие ниже, чем он. Спросите у него: «Ты выше, чем стол?» Встаньте рядом со столом и покажите, как можно сравнить высоту. Теперь научите его задавать и отвечать на вопрос: «Я выше, чем стол?» Попросите малыша встать рядом с креслом и задать вопрос: «Я выше, чем кресло?»
Предложите ему точно так же поиграть с плюшевыми игрушками.