Умение составлять узор по образцу.
Материал: наборы кружков, песочные часы, образцы гирлянд на карточках.
Каждый из детей получает набор кружков-огоньков и карточку с началом гирлянды, где, например, один огонёк синий, два красных, три зелёных. Лучшими будут те гирлянды, которые окажутся самыми длинными. Собрать их нужно за 3 минуты. Для отсчёта времени используют песочные часы. Детям предлагают несколько вариантов карточек.
Мастерская ковров
Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма, развитие пространственного воображения.
Материал: бумажные коврики с узорами из геометрических фигур.
Дети по описанию выбирают ковры для жителей каждой части Города Геометрических Фигур. Красные фигуры хотели бы такой ковёр: в середине – квадрат, снизу – прямоугольник, сверху – 3 треугольника, слева – 1 треугольник, справа – 1 прямоугольник. Используя аналогичное описание, взрослый предлагает выбрать ковры для жителей двух других частей города.
|
|
Игра с обручами
Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма.
Материал: 2 обруча разного цвета.
Жители Города Геометрических Фигур забыли, кто в каком домике живёт. Дети могут помочь им расселиться в новом городе.
Взрослый кладёт на пол два обруча так, что образуются как бы три части города, 3 отдельные области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зелёного – все круглые. Дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красным) и формой (круглой).
Дети отвечают на вопрос: какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все не красные и не круглые: синие, жёлтые, зелёные, треугольные, квадратные).
Волшебные квадраты
Развитие умения предвидеть результат деятельности, развивать воображение.
Материал: игра «Сложи узор».
В волшебной стране все беды происходят из-за волшебных квадратов. Они очень любят распадаться на части, гордятся друг перед другом этим умением.
Однажды все части перепутались и не смогли снова стать квадратами. Нужно их скорее собрать.
Дети получают конверты, в каждом из которых находятся от 5 до 10 квадратов разного цвета, по-разному разрезанных на 4-5 частей. Дети сначала отбирают квадраты по цвету, а затем складывают из них квадраты.
Найди недостающую
Закрепление счёта, развитие умения сравнивать.
Материал: набор предметных карточек с цифрами из игры «Весёлый счёт».
|
|
На столе ряды картинок с изображениями разного количества предметов. Картинки расположены в порядке увеличения количества предметов. Например, один ёж, два ежа, три ежа, пять ежей и т.д. Дети должны найти пропущенную картинку или сказать, какое число пропущено в ряду. Можно выложить карточки с цифрами в том же порядке и с теми же пропусками; дети подбирают пропущенную картинку и соответствующую цифру.
Исправь ошибку
Способствовать упражнению в счёте, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой.
Материал: счётные карточки с изображением различного количества предметов, цифры.
Взрослый прикрепляет на ковролин несколько групп предметов.
Например. 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить рядом с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем они закрывают глаза. Взрослый меняет цифры местами. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто-то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия. Количество и сложность заданий постепенно возрастают. Так, взрослый сначала допускает 1-2 «ошибки», меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество ошибок можно также увеличивать. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах.
Что будет, если…
Способствовать развитию у ребенка логического мышления, творческих способностей.
В этой игре взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы могут быть такими:
– Что будет, если ты встанешь ногами в лужу?
– Что будет, если в ванну с водой упадет полотенце? Палка? Мячик? Щенок? Камень?
– Что будет, если дотронуться рукой до кактуса?
После этого можно поменяться ролями: ребенок будет задавать вопросы, а взрослый отвечать на них.
История про игрушку
Способствовать развитию у ребенка логического мышления, творческих способностей.
Материал: игрушки.
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Он выходит на 3–5 минут из комнаты. В его отсутствие ведущий и дети придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем выступает одна из игрушек.
Все игрушки расставляются на столах и стульях, затем приглашается водящий. Дети по очереди рассказывают ему придуманную историю, не называя при этом главного персонажа, а заменяя его название местоимениями «он» или «она». История рассказывается в течение 5 минут. После этого водящий, показывает на ту игрушку, которая, как ему кажется, является главным персонажем истории. Если он угадал, выбирается новый водящий и игра продолжается. Если ответ неправильный, дети дополняют рассказанную историю, добавляя новые детали, помогая тем самым ответить водящему верно.
Что пропало?
Способствовать развитию у детей логического мышления, внимания, памяти.
Материал: предметы (игрушки) по количеству игроков.
В начале игры с помощью считалки выбирается водящий. Водящий выходит из комнаты, а оставшиеся игроки садятся в круг и кладут на стоящий в центре круга стул по одному предмету. Водящего приглашают в комнату. Он внимательно смотрит на предметы в течение 10 секунд. Затем отворачивается, а игроки забирают один из предметов. Водящий опять поворачивается к стулу и называет исчезнувший предмет. Если он называет его правильно, то новым водящим становится хозяин вещи.
Вопросы и ответы
Сравнивать предметы, выделяя различные признаки.
1. Когда говорят, рот открывают, а когда молчат…
2. Вечером темно, а утром…
3. Рыба плавает, а птица…
4. Поезд ведёт машинист, а самолётом управляет…
5. Вертолёт летит по небу, а лодка плывёт по…
6. Кастрюли и сковородки – посуда, а хлеб и каша…
|
|
7. У человека руки, а у кошки…
8. В магазине покупают молоко, хлеб…
9. У стула есть спинка, а у табурета…
10. Пожар тушат пожарные, а хлеб пекут…