Формы, трансляции музыкальной культуры, то есть передачи ее от поколения к поколению, исторически изменчивы. Каждый этап развития в рамках той или иной региональной, национальной культуры, сами эти культуры в относительном историческом постоянстве их признаков предполагают особые формы организации процесса передачи музыкальных навыков и знаний, особые организационные формы музыкального образования.
Факторы, воздействующие на выбор тех или иных форм музыкального образования, можно разделить на ряд групп. К первой группе следует отнести характер и уровень сложности музыкальных навыков и знаний, необходимых для определенных видов музыкальной деятельности. Вторая группа факторов связана с соотношением семейного и общественного воспитания. Третья сторона, определяющая формы музыкального образования, – соотношение процессов обучения в собственном смысле слова и труда. Четвертая группа факторов связана с различением общего и специального музыкального образования. И, наконец, формы образования зависят от степени дифференцированности его содержания: обучение игре на различных инструментах, подготовка к той или иной музыкальной деятельности. Ко всему этому следует добавить, что процессы музыкального воспитания и образования зависят от экономических условий жизни общества, от форм управления музыкальной жизнью (государственная, общественная), от характера и условий финансирования (государственное субсидирование, хозрасчет, благотворительность). Хотя последний круг вопросов и не относится прямо к предмету музыкальной педагогики, он не может игнорироваться при изучении ее истории, составляя пусть невидимый, но постоянно присутствующий фон.
|
|
Зависимость процессов музыкального образования от уровня сложности музыкальных навыков, которые нужно усвоить обучающемуся, проявляется, прежде всего, в том, что одни формы музицирования требуют, а другие не требуют (или почти не требуют) специального обучения и вполне могут быть восприняты в процессе самостоятельного научения при общении с другими людьми или участии в совместных художественных акциях. С большой долей уверенности можно предположить, что освоение элементарных музыкально-художественных навыков в примитивных древних культурах происходило во многом путем прямого подражания, усвоения молодыми людьми простейших навыков при совершении обряда или совместного магического действия. Подобные формы научения сохраняют свое значение в фольклоре, в бытовом музицировании города (совместное пение при трудовых процессах, в праздничных застольях и пр.).
|
|
Важнейшей стороной, регулирующей формы организации музыкального воспитания и образования, является соотношение в этих процессах семейного и общественного начал. Прежде чем произошло разделение образовательного процесса на эти две взаимодополняющие ветви, функционировала другая, более древняя форма передачи культурного опыта. Мы имеем в виду воспитание, осуществлявшееся в рамках первобытного рода, где противопоставления семьи и общества еще не существовало. Музыкальная культура, представлявшая собой невыделенную сторону синкретической художественной (и не только художественной) деятельности, являлась общим достоянием рода, и ее наследование совершалось в непосредственном общении членов этого человеческого коллектива.
На следующем историческом этапе функцию воспроизводства человека, его природно-телесных и общественно-духовных свойств, берет на себя семья. Социализация детей и подростков, их умственное, нравственное и эстетическое воспитание становятся важнейшей обязанностью родителей, составляют существенную сторону их жизни. Место музыки в структуре культурных знаний и навыков, передаваемых по семейным традициям, определяется типом культуры, степенью, в которой владеет ею та или иная семья. При этом не следует упускать из вида, что культура как общественное достояние (даже в ее фольклорных формах) в известной мере обязана своим сохранением и развитием отдельным творчески одаренным семейным художественным династиям. Вспомним в связи с этим о семье Рябининых, давшей замечательных былинных сказителей в четырех поколениях, о Марфе Семеновне Крюковой, наследовавшей искусство эпического сказа от матери и деда. Передача профессиональных художественных традиций в семье имеет место едва ли не на всем протяжении человеческой истории. Отцовское ремесло наследовали древнегреческие авлеты; семейным традициям обязана европейская культура появлением таких музыкантов, как И. С. Бах и В. Моцарт; немало музыкальных династий существует и в настоящее время, в частности в нашей стране.
Семейное музыкальное воспитание в различных социальных условиях приобретает разные формы. Наряду с обучением детей их родителями немалую роль в обучении ремеслу, в частности музыкальному, играла передача детей для воспитания в другую семью, владевшую тем или иным ремеслом. Эта форма образования имела отношение и к музыке, к ее функционированию в ремесленно-корпоративных формах.
Противоположная форма семейного воспитания – приглашение педагога в семью. Распространенность этой формы очевидна. Едва ли не каждая аристократическая и буржуазная семья пользовалась услугами музыкантов, обучавших их детей. В современном обществе эта разновидность музыкального образования отнюдь не отступила на задний план. Первоначальное музыкальное воспитание, репетиторство перед поступлением в государственные учебные заведения – обычная сторона музыкально-педагогической практики. Официальная педагогика редко уделяла внимание этой форме музыкального образования. Тем не менее, исторических источников, в которых сохранились сведения о педагогической деятельности такого рода, немало. Со временем они помогут воссоздать картину домашней музыкальной педагогики.
Особая форма музыкального обучения, приближающаяся (или родственная) к семейному музыкальному воспитанию, – это отношения учителя и ученика в восточных странах. Пример тому – индийский "гуру" – своего рода духовный отец отданному на воспитание молодому музыканту. Функции гуру не ограничиваются музыкально-профессиональными аспектами, но касаются становления личности ученика в целом.
В том же ряду стоят типичные для античного мира интимные отношения между учителем и учеником, обеспечивавшие любовный, творческий и учебный союз между ними и считавшиеся лучшей формой воспитания и образования. Старший из любовников был ответственен за моральное и профессиональное развитие младшего.[ Роль семьи в процессе музыкального воспитания варьируется. Соотношение домашнего музыкального воспитания и обучения в общественных учебных заведениях также может принимать разные формы. Подобно другим сторонам формирования личности человека, семейное обучение музыке касается прежде всего начального, детского периода. На смену ему обычно приходит обучение в том или ином музыкальном учебном заведении. Но домашнее музыкальное образование может выполнять не только подготовительную, но и вспомогательную функцию (репетиторская работа с отстающими или недостаточно подготовленными к занятиям учениками), а также играть самостоятельную роль. Впрочем, в нашем обществе последний вариант имеет весьма малое значение: бесплатное (или относительно дешевое) обучение в государственных учебных заведениях делает домашнее музыкальное образование малораспространенным. Этому, конечно, способствует необходимость получения свидетельств и дипломов, удостоверяющих окончание школы, училища или вуза.
|
|
Рядом с домашними (семейными) формами музыкальной педагогики на всем протяжении истории музыкального образования существовали те или иные формы общественного образования. Главную роль в системе общественных институтов, осуществляющих передачу музыкального опыта, играли музыкальные учебные заведения. На протяжении истории формы и функции музыкальных учебных заведений менялись. Отметим принципиальные моменты.
Античный мир не знал, пожалуй, специальных музыкальных учебных заведений. Музыкальное воспитание представителей привилегированных слоев античного общества проходило в учебных заведениях общего образования. Показательно, что уже в тот период существовали как государственные, так и частные школы. Причем в Спарте – военизированном государстве древнего мира – воспитание молодых людей с определенного возраста доверялось только государственным школам. Данный факт лишний раз свидетельствует о социальной обусловленности не только содержания, но и форм организации образования. В средние века обучение музыке проходило, в основном, в церковных учебных заведениях. Таковыми были монастырские и церковно-приходские школы, где музыка изучалась наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, метризы, готовившие церковных певчих. Наряду с ними существовали придворные музыкальные школы (дворцовая школа Карла Великого). Немалую роль в становлении музыкальной образованности играли европейские университеты (артистический факультет Парижского университета, позже университеты Англии, Германии, Италии, Испании). А искусство труверов и трубадуров, менестрелей и жонглеров, шпильманов и скоморохов передавалось по наследству и осваивалось в иных формах. И в более позднее время, наряду со школьными формами музыкального образования, продолжали существовать традиционные способы передачи музыкального мастерства от отца к сыну, от мастера – к ученику. Новая форма музыкального образования зародилась в эпоху Возрождения. В 1537 году в Неаполе возникла первая консерватория – приют для сирот, обучавшихся музыкальному ремеслу. Постепенно этот вид музыкальных учебных заведений становится одним из основных в Европе, а затем и на иных континентах.
|
|
В музыкальной области, равно как и в других видах деятельности, немалую роль играют такие формы обучения, которые непосредственно связаны с участием учеников в трудовом процессе, в нашем случае – в музыкальном исполнительстве. Приобщение к ремеслу – сначала в качестве ученика, а потом подмастерья – одна из традиционных форм передачи трудовых навыков, утвердившаяся в период средневековья. Такая форма передачи трудовых навыков была свойственна не только чисто производственной сфере, но касалась также искусства. В области живописи, например, это была одна из фундаментальных форм педагогики. В музыке дело обстояло, вероятно, несколько иначе, но принципиальные формы отношений мастер-ученик и мастер-подмастерье, несколько измененные, существовали и здесь. Суть этой формы обучения – совместный труд, художественное сотворчество. Подобные формы отношений были, вероятно, свойственны обучению менестрелей, жонглеров, русских скоморохов и других представителей свободных актерских профессий.
Несколько иначе происходило включение учащихся в активную исполнительскую деятельность в художественных коллективах, например, в хоровых капеллах. Наряду со взрослыми музыкантами в их работе принимали участие молодые люди, которые после периода первоначального обучения продолжали освоение исполнительских навыков непосредственно в художественном процессе, принимая участие в репетиционной и концертной работе. Примеры таких музыкальных коллективов многочисленны. Достаточно вспомнить о Придворной певческой капелле в Петербурге, история которой являет собой яркий пример сочетания исполнительской работы с подготовкой молодых музыкантов.
Если в истории России рассматриваемая форма музыкального образования связана, прежде всего, с областью хорового исполнительства, то зарубежный опыт дает также примеры инструментальных капелл.
Сколь бы велико ни было значение семейной и частной музыкальной педагогики, музыкального ученичества в художественных коллективах, все же основная форма музыкального воспитания и обучения – учебные заведения различного типа. В этом ряду можно рассматривать три вида учреждений: учебные заведения общего типа, призванные дать ученику начала грамотности и культуры; учебные заведения, предназначенные для получения профессии, но более широкой, нежели собственно музыкальная; специализированные музыкальные учебные заведения.
Учебные заведения, где занятия музыкой входили в систему общего воспитания ребенка, имеют давнюю историю, их происхождение относится, по крайней мере, к эпохе Древней Греции. Уже в то время дети знатных родов получали в школе не только начала грамотности, но также физическое (гимнастика) и мусическое воспитание, включавшее в себя, в частности, приобретение музыкальных навыков. В процессе исторического развития менялись формы музицирования, типы школ (церковно-приходская, муниципальная, лицей, колледж и пр.), но первоначальное музыкальное образование входило обычно в содержание детского воспитания, особенно в тех школах, которые были предназначены для детей привилегированных классов. А в последние века во многих странах все определеннее ставится и решается вопрос о всеобщем музыкальном воспитании, долженствующем охватить широкие демократические массы населения.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что первоначальные музыкальные навыки прививаются детям и в дошкольный период – в детских садах и аналогичных им воспитательных учреждениях (показательно, что порою они называются школами, например, во Франции – ecoles maternelles). Раннее начало занятий музыкой является своеобразной гарантией их успешности, благотворно воздействует на последующий процесс художественного становления ребенка.
Особое место в истории музыкального образования и в современной музыкально-педагогической практике занимают такие учебные заведения, которые, казалось бы, не дают специального музыкального образования, но прививают учащимся достаточно серьезные музыкальные и даже музыкально-педагогические навыки, поскольку в своей последующей деятельности эти учащиеся призваны заниматься музыкальным воспитанием детей или отправлять относительно простые (в музыкальном отношении) элементы культа.
Речь идет о семинариях, о педагогических училищах, о современных "вузах культуры". Содержание и формы музыкального образования в этих учебных заведениях, его соотношение с другими сторонами культуры, осваиваемыми в учебном процессе, могут представлять специфический интерес для истории музыкальной педагогики прежде всего потому, что в данном случае освоение музыкальных и музыкально-педагогических навыков связано с ориентировкой на более широкое по объему художественное воспитание или (как это имеет место в семинарии) на выполнение специфической культурно-идеологической функции.
И, наконец, специальные учебные заведения, призванные воспитать музыканта-профессионала – ремесленника, артиста, художника. Изменчивость форм музыкального профессионализма, его социального статуса, функций, которые он выполнял в повседневном быту, в художественной, культурной, идейной жизни различных эпох, приводила к различию профессиональных требований, предъявляемых к музыкантам, а следовательно, и к содержанию музыкального обучения. Проследить, как изменялись содержание и формы обучения, начиная со средневековья (сведений о профессиональном музыкальном образовании в античную эпоху практически не сохранилось) до настоящего времени, характеризующегося необходимостью воспитания не только выдающихся художников, но и сравнительно большого числа рядовых музыкантов-профессионалов, – представляет собой одну из основных и достаточно трудоемкую задачу истории музыкальной педагогики.
Особенностью специального музыкального образование является то, что оно осуществляется обычно в течение достаточно продолжительного времени, что нередко приводит к его многоступенности. В нашей стране, как известно, в последние десятилетия сложилась трехступенная система образования, в основном успешно выполняющая возложенные на нее функции. Тем не менее, представляет теоретический и практический интерес знание о том, как в исторической ретроспективе (и в современном музыкальном образовании других стран) происходило (и происходит) членение образования на различные этапы, какую роль они выполняли в процессе формирования музыканта, как осуществлялась координация различных звеньев. Изучение этого опыта несомненно поможет нам правильно оценить современную систему подготовки музыкантов-профессионалов в нашей стране и сделать из этого необходимые практические выводы.
Возвратимся к вопросам общего музыкального образования. Помимо учебных заведений, обучение людей, желающих активно заниматься музыкой, осуществляется в любительских коллективах или (как принято говорить у нас) в художественной самодеятельности. Эта форма музицирования всегда играла важную роль не только в художественном становлении участников данных коллективов, но также в музыкальной жизни, в организации повседневного быта тех слоев населения, которые участвовали в любительском музицировании. Они вносили вклад в формирование культурных общностей людей, в их духовное сближение. Таковы, например, любительские церковные хоры. Общая вера, стремление к активному участию в отправлении церковной службы укрепляли духовную и культурную близость участников. Аналогичную роль играли и светские художественные коллективы, например, широко распространенные в свое время в Германии (а позже и в других странах Европы, включая Россию) любительские хоровые общества Liedertafel. Их деятельность была связана с утверждением патриотических, а в отдельные периоды революционных идей. Другую социальную функцию выполняют оркестры народных инструментов, получившие одно время широкое распространение в нашей стране, да и теперь не утратившие значения. Приобщение к искусству рабочей и учащейся молодежи сочеталось в работе этих коллективов с украшением быта, организацией свободного времени молодежи, утверждением общественных ценностей.
Особо следует сказать о сочетании школьного и внешкольного музыкального воспитания молодежи. Начальных сведений по музыкальной грамоте и хорового пения, которые составляют обычно содержание школьного музыкального образования, оказывается порою недостаточно для формирования устойчивого интереса к музыке, для удовлетворения эстетических запросов детей, стремящихся к более активным занятиям музыкой, к углублению своих музыкальных знаний и навыков. Это ведет к совмещению школьных занятий со внешкольными формами музыкальной активности детей. Одной из интересных и плодотворных форм взаимодействия общеобразовательной школы и внешкольных детских воспитательных учреждений явился опыт работы хоровых студий, описанный, в частности, у Г. Струве.
Современный опыт достаточно хорошо показывает все выгоды и трудности, которые несут с собой параллельные занятия музыкой в школе и вне школы. Но такое совмещение не является "изобретением" нашего времени. Оно имеет свою историю, раскрыть которую было бы, вероятно, поучительно для организации музыкальных занятий детей в наших условиях.
Рассмотренные нами формы организации музыкального образования – обучение детей в семье или с помощью частных педагогов, в учебных заведениях и художественных коллективах – не исчерпывают всех путей трансляции музыкальной культуры. Просветительская активность музыкантов (с одной стороны) и запросы различных слоев населения (с другой стороны) вызывают к жизни широкий круг культурно-просветительских мероприятий и различные формы "музыкальной пропаганды", которые играют большую роль в жизни всех развитых стран и не должны игнорироваться при рассмотрении структуры музыкально-педагогического (в широком смысле) процесса.
Историю такого рода культурно-просветительных мероприятий открывают, возможно, церковные внекультовые мистерии и органные концерты в соборах. Последние проводятся в европейских городах по сей день. Их систематичность и повседневность обеспечивают постоянную возможность для всякого желающего приобщиться к высокому, хотя и ограниченному в жанровом отношении искусству, прежде всего классическому. Не менее богатая история у культурно-просветительских мероприятий светского характера. Воскресные лекции-концерты, циклы общедоступных и благотворительных концертов для различных категорий слушателей – это черты музыкальной жизни многих стран. Немалое место занимает такого рода музыкальная деятельность и в нашей стране.
Для истории музыкальной педагогики небезынтересны и такие формы музыкального просветительства, как народные консерватории, возникшие в России в начале XX века в период общественного подъема и высокой культурно-просветительской активности русской интеллигенции. Сохранив свое значение в первые годы советской власти, они были в дальнейшем преобразованы в другие музыкальные учебные заведения. Деятельность народных консерваторий получила своеобразное продолжение в работе университетов культуры (50-70-е годы), внесших, в частности, заметный вклад в приобщение широких слоев населения к музыкальному искусству. Не надо, естественно, думать, что такого рода просветительская активность является монополией российских музыкантов. Выявить и изучить аналогичные формы музыкального просвещения в других странах в различные исторические периоды также входит в задачу истории музыкальной педагогики.
Наконец, нельзя не упомянуть о музыкально-просветительской работе и своеобразных формах "массовой музыкальной педагогики", осуществляемых на радио и телевидении. Уникальные возможности, предоставляемые музыкальной культуре этими относительно молодыми средствами массовой коммуникации, играют колоссальную, хотя и не однозначно положительную роль в музыкально-просветительской (а косвенно и педагогической) работе, в музыкальной жизни, в развитии музыкальной культуры нашего времени. Особый интерес представляет вопрос о сотрудничестве средств массовой коммуникации и музыкальных учебных заведений (см. материалы Международного симпозиума на эту тему, состоявшегося в югославском городе Ровинь в 1977 г. и нашу статью о нем.
Музыкальные учебные заведения и другие формы, в которых осуществляется процесс музыкального образования, функционируют, естественно, не изолированно, но образуют в каждое конкретное историческое время некоторое организованное целое, удовлетворяющее (или не вполне удовлетворяющее) потребности музыкальной жизни, отражающее ее структуру, а в известной степени и тенденции развития. Ясно, что рассматривая конкретные вопросы истории музыкальной педагогики, нельзя забывать о многогранности этой сферы культурной деятельности, о том, что она представляет собой разветвленную систему передачи музыкального опыта и распространения музыкальной культуры в обществе. Нужно видеть не только "шедевры" педагогического творчества, не только ту педагогику, результаты которой отливаются в высшие достижения искусства, но и те на первый взгляд скромные усилия, без которых не было бы простых слушателей музыки, посетителей концертов, людей, представляющих собой не художественную элиту, а широкую музыкальную публику, которая любит музыкальное искусство и питает его своим интересом и своим вниманием.