Организационно-методические указания

Смирнова Елена ОБ-РЛ-12. Физкультура. Реферат на тему: «Тренировочный процесс бегунов на короткие дистанции».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Подготовка юных бегунов на короткие дистанции ставит перед тре­нером сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельству­ет о том, что среди физических качеств скоростные труднее всего подда­ются развитию. Узкий круг применяемых специальных скоростных уп­ражнений приводит сначала к быстрому росту спортивных результатов, а затем к стабилизации скоростных возможностей спортсмена.
Передовой спортивный опыт и научные исследования показывают, что для достижения гармоничного физического развития и избежания преждевременной стабилизации скоростных качеств необходимо исполь­зовать широкий комплекс средств и методов спортивной тренировки. Особое место в системе подготовки юного спринтера должны занять наряду со скоростными силовые и скоростно-силовые упражнения спе­циального и общеразвивающего характера, а также скоростные упраж­нения в затрудненных и облегченных условиях.
Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подго­товки, основными задачами станут:
-укрепление здоровья;
-улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения упражнений;
- разносторонняя физическая подготовленность;
- выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;
- воспитание черт характера.
Для юных бегунов на короткие дистанции, занимающихся в учебно-тренировочных группах, основными задачами станут:
-дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
-укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств;
- обучение основам техники спринтерского бега и других видов лег­кой атлетики;
- приобретение соревновательного опыта;
- приобретение теоретических знаний по тренировке в беге на корот­кие дистанции, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.
При построении спортивной тренировки следует руководствоваться принципами:
- целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
- соразмеренности в развитии основных физических качеств;
- ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возраст­ной динамики развития юных спортсменов.
Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возраст­ные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на этапе спортивного совершенствования.
Тренировочный процесс спринтера должен рассматриваться как целост­ная динамическая система, где на каждом конкретном этапе совершенство­вания спортивного мастерства решаются специфические задачи по разви­тию двигательных качеств, формированию технического мастерства и вы­бору средств, методов и величин тренировочных воздействий. Организуется он в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают не­обходимую реализацию программы тренировки. Известно, что каждый уро­вень спортивного мастерства имеет свои константные возрастные границы. Поэтому важное значение в многолетней подготовке спортсмена приобрета­ет знание возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Это позволит ответить на вопросы: каковы оптимальные сроки начала спе­циализации, когда целесообразно планировать выход спортсмена на тот или иной разрядный уровень, каким должен быть стаж занятий к моменту выпол­нения нормативов мастера спорта (МС) РФ и мастера спорта международно­го класса (МСМК) и т. д. На основании обработки данных спортивных био­графий сильнейших спринтеров мира последнего времени был определен возраст и стаж занятий для достижения нормативов мастера спорта РФ и мастера спорта международного класса (табл. 1).
На основании данных табл. 1 можно констатировать, что специали­зированная тренировка в беге на короткие дистанции начинается в 13-14-летнем возрасте, стаж занятий от III разряда до выполнения нормати­вов МСМК у мужчин равен в среднем 6 годам, у женщин - 7 годам.
В связи с вышеизложенным кратко охарактеризуем возрастные осо­бенности детей и подростков. Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на три возрастные группы: 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства. Подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лету мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лету мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рациональ­ного физического воспитания.
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высо­кие темпы роста в длину, увеличивается вес тела, мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивает­ся на 9-10 см, ас 14 до 15 лет-на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. С 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, ас 16 до 17 лет - только на 2-3 см.
В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к по­казателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.
В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие тем­пы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у маль­чиков. Поэтому при занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряже­ниями.
В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа дви­жений. Быстрота и частота движений, а также способность поддержи­вать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.
Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы, достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производи­тельности имеет важное значение в обеспечении энергетических потреб­ностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека частота сердечных сокращений (ЧСС) уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд./мин снижается до 70-76 к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./мин, т. е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей.
При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологи­ческих и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем сис­толического выброса на протяжении 3-4 лет (с 12 до 15-16 лет) увели­чивается почти вдвое.
Под влиянием систематической тренировки у подростков и юношей отмечается рост показателей, характеризующих эффективность потреб­ления кислорода. Основным источником энергетического обеспечения при напряженной мышечной работе является анаэробный обмен. Об уров­не анаэробного обмена можно судить по величине кислородного долга, накоплению молочной кислоты в крови или косвенным показателям ее концентрации. Известно, что все физические качества в многолетнем плане развиваются неравномерно. Для каждого качества имеется свой благоприятный период. Преимущественная направленность тренировоч­ного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств у юных спортсменов. Вместе с тем, нельзя оставлять без внимания развитие качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмер­ность в развитии общей выносливости и скоростных качеств, в разви­тии общей выносливости и силы, т.е. тех из них, которые имеют под собой разные физиологические механизмы.
На основе обобщения мировой литературы (трудов отечественных и зарубежных ученых) оптимальными периодами в развитии физических качеств можно считать следующие:


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: