Домашнее целительство

 

В основе медицинской системы, которой придерживается подавляющее большинство индийцев, лежат принципы здорового образа жизни, передаваемые из поколения в поколение.

Возникновение болезни приписывается не вторжению в тело чужеродных микроорганизмов, а нарушению равновесия в химии тела вследствие неполноценного питания, плохих жизненных привычек или генетической (конституционной) предрасположенности. Да, бактерии и вирусы могут присутствовать в заболевшем теле, но лишь потому, что нарушенная телесная химия позволила им расцвести пышным цветом.

Те самые микроорганизмы, которые с точки зрения современной медицинской науки считаются «виновниками» большинства заболеваний, всегда живут в любом человеческом организме. Однако заболевают не все люди, а лишь некоторые. Как же это может быть, если микроорганизмы являются «возбудителями» болезней? Значит, заболевание и появление необычайно большого количества микробов следует считать внешними симптомами более глубокого внутреннего дисбаланса.

Древняя народная медицина всегда пытается лечить не просто симптомы болезни, а глубинные причины, способствовавшие развитию симптомов. Поэтому такое огромное внимание уделяется ежедневным оздоровительным практикам и правильной диете.

Введение в жизнь двух простых оздоровительных практик защитит человеческий организм от всех болезней: ежедневный утренний подъем перед восходом солнца и один прием пищи в день.

Мы уже обсуждали колоссальное значение утреннего предрассветного подъема. Не менее важно ограничить рацион питания одним приемом пищи в день. Это предоставляет в распоряжение пищеварительной системы достаточное время, чтобы тщательно переварить всю пищу, а затем отдохнуть. Сколько раз человек ест, столько раз пищеварительному тракту требуется энергия, чтобы справиться с процессом измельчения, растворения и расщепления пищи на готовые к усвоению компоненты. Энергия оттягивается от всех других систем тела, а это приводит к тому, что человек становится более подверженным болезням, апатии, сонливости, усталости и депрессии.

Для поддержания жизни человеку необходима пища, но зачастую мы не задумываемся о количествах пищи, которую поглощаем. На полках супермаркетов заманчиво посверкивают нарядные глянцевые упаковки с едой «на скорую руку». Но в действительности людям нужно совсем мало пищи для жизни, гораздо меньше, чем мы привыкли думать.

Как это здорово — сначала перестать перекусывать в перерывах между едой, потом отказаться от одной трапезы, затем от второй, пока, наконец, не ограничить весь дневной прием пищи одной или, в крайнем случае, двумя трапезами. Такая практика в сочетании с ранним подъемом по утрам обеспечит вас огромным количеством энергии и позволит справиться со всеми делами. Только людям, занимающимся тяжелым физическим трудом, нужно есть почаще.

Две эти основные практики плюс дополнительные ежедневные процедуры, описанные в этой книге, послужат профилактикой от всех болезней. Но изменения, которые произойдут в вашем организме после принятия этих простых мер, станут заметны лишь по прошествии некоторого времени. Они будут проявляться постепенно, и пока ваш организм не достигнет полного равновесия, в нем могут возникать те или иные проблемы.

Поскольку данная книга не является медицинским учебником, а написана в качестве руководства для повседневной жизни, ограничимся в этой главе лишь описанием методов лечения самых распространенных болезней.

 

Виды лечения

 

В индийских медицинских текстах способы лечения делятся на три основные категории: деви, мануши и асури — божественные, человеческие и демонические.

Деви, путь богов, опирается на молитву, пение мантр и «психическое целительство».

Мануши, путь людей, основан на правильной диете и применении лечебных средств.

Асури, путь демонов, использует боль для лечения боли. К этой категории относятся уколы, инъекции, разрезание (хирургия) и удары.

Хотя хирургические процедуры и инструменты подробно описываются в древнейших текстах, они всегда считались крайними мерами. По меньшей мере девяноста пяти процентов хирургических операций, выполняемых в системе аллопатической медицины, можно было бы избежать.

Итак, из трех видов лечения девы и мануши предпочтительнее. В типичных случаях лечение — это комбинация молитв, песнопений, янтр (рисунков для зрительной концентрации), медитативных практик, физических упражнений (хатха-йога — часть этой системы) с применением фитотерапии, диетических рекомендаций и общих принципов здорового образа жизни.

Но поскольку молитвы, песнопения и янтры относятся к индуистской традиции, мы сосредоточим основное внимание на мануши. Впрочем, молитвы и гимны, характерные для вашей собственной религиозной традиции, какая бы она ни была, никогда не причинят вам вреда, а, наоборот, помогут на пути выздоровления.

Чтобы понять путь мануши, обратитесь к следующему параграфу о медицинских применениях обычного лимона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: