Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение про себя с пометками

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

А. Выберем одну из предтекстовых стратегий.

1. Мы будем читать отрывок из статьи С.Н. Плотникова «Что такое чтение?». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин.).

2. Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.).

Б. Текстовая деятельность.

• Цель чтения — критический анализ текста статьи.

• Читайте и одновременно отмечайте:

++ соответствует тому, что знаю;

– противоречит тому, что знаю;

+ новое;

? надо обсудить.

• Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте инди­видуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).

++ + новое ? обсуждение
       

• Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?

• Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?

Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например:

Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора:
+ согласен; - не согласен;? нужно обсудить

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

С.Н. Плотников. Что такое чтение?

Почему чтение следует отнести к общенациональным проблемам, от состояния которых зависит будущее нации? Здесь есть, по край­ней мере, два главных аспекта: образовательный и издательский, т.е. состояние читательской культуры народа и положение со всеми видами печатной продукции. Правда, в последнее время возник ещё один аспект — третий: влияние на чтение со стороны нового типа культуры — телевизионной. Переплетение этих аспектов создаёт комплекс проблем. В этой статье мы остановимся лишь на проблеме чтения книг.

Так что же такое чтение? Это жизнехранящая функция культу­ры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими.

Зачем нужно человеку чтение, что оно даёт ему? Затем, что чте­ние — это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная проблема со­временного мира.

Человек читающий — Homo Legens — это другой человек, отлича­ющийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведённые исследования в последнее десятилетие в ряде стран показали: читате­ли, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; они имеют больший объём памяти и активное творческое во­ображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мыс­ли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Как же это происходит? В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и других, чтение — всегда труд, интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо по­трудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и фор­мирует в нём эти новые качества.

Так чтение выполняет ещё одну социально значимую функцию — создание культуры человеческих качеств.

Однако все эти процессы возможны лишь в определённых социаль­ных условиях. Поэтому чтение ещё и очень чуткий, надёжный и даже универсальный индикатор состояния общества, и, прежде всего, от­ношения власти к культуре.

Так что же происходит с чтением сегодня?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: