Глава 1. Научно-теоретические основы изучения операций языкового анализи и синтеза у младших школьников

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Факультет специального (дефектологического) образования

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Направленность (профиль) – Проектирование и моделирование в логопедии

Кафедра логопедии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФОМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И УРОВНЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  Выполнила:
  студентка II курса заочной формы обучения
  Соболева Ольга Владимировна
  Научный руководитель:
  Доц. к.п.н. доц. каф. логопедии Логинова Елена Александровна 

 

Санкт-Петербург

2020 г.



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗИ И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 6

1.1. Психологическая характеристика процесса письма. 6

1.2. Причины, виды и проявления дисграфии у школьников. Характеристика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 9

1.3. Условия овладения детьми навыками языкового анализа и синтеза. 14

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 18

2.1. Цель, задачи, методы, организация констатирующего исследования. Характеристика детей, участвовавших в исследовании. 18

2.2. Состояние навыков языкового анализа и синтеза и значимых для их формирования функций у обучающихся на начальной ступени обучения. 22

2.2.1. Состояние у школьников неречевых психических функций. 22

2.2.2. Состояние у школьников фонематического восприятия и представлений и звукослоговой структуры слова. 27

2.2.3. Состояние у школьников навыка языкового анализа и синтеза. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика констатирующего исследования. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Количественные данные исследования 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примеры письменных работ обучающихся. 91

 

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Письменная речь является особой формой речевой деятельности, вызванной необходимостью человека передавать мысли, чувства, эмоции, впечатления в случае, когда использование устной речи не представляется возможным. С помощью письма человек получает средство для сохранения своих идей и впечатлений не только в пространстве, но и во времени. В наши дни актуальность использования письменной речи особенно ярко проявляется в связи с развитием Интернета, с возможностью быстро и доходчиво передавать свои мысли независимо от расстояния, на котором находится собеседник. Быстрое овладение навыками правильной письменной речи является необходимым условием не только для решения повседневных коммуникативных задач, но и для более успешной социальной самореализации личности. Анализ литературных данных свидетельствует о том, что в наше время нарушение письменной речи является весьма распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Трудности, связанные с овладением письменной речью, как правило, отражаются на успевании школьника по другим предметам, а также сказываются на его социальной адаптации и поведении, снижают уровень учебной мотивации (Н. В. Разживина, [44], М. М. Безруких [4], А. Н. Корнев [18], Е. А. Константинова, Ю. И. Федько [17] и др.). По утверждению Р. Е. Левиной, “преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации общественной ее направленности, для приобретения знаний” [27, с.2]. Исходя из вышесказанного становится понятно, почему нарушения письма и чтения у детей являются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных специалистов. Актуальность исследования данной темы подтверждается фактом, что количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы имеет тенденцию к прогрессированию и на данный момент достигает 30% (Л. Г. Парамонова [39], М. М. Безруких [4], А. Н. Корнев [18], Г. В. Литвинова [30]). Важно отметить, что показатели состояния здоровья детей относятся к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, успеваемости в школе и общей социальной и школьной адаптации, а негативные тенденции в области здоровья являются свидетельством в том числе и социального неблагополучия. В младшем школьном возрасте для успешного овладения учебной деятельностью, научно-теоретическими знаниями ребенку необходим достаточно высокий уровень развития мышления, речи, восприятия, внимания, памяти. Результаты многочисленных исследований ведущих специалистов убедительно доказывают, что недостаточность развития высших психических функций зачастую может являться одной из причин возникновения дисграфии у младших школьников.

На протяжении многих десятилетий вопросы диагностики, профилактики и коррекции нарушений у детей навыка письма и письменной речи привлекают внимание специалистов из разных областей науки. Начиная с 30-х годов прошлого века вопросы нарушения письма и чтения изучают психологи, педагоги, дефектологи, специалисты смежных областей науки. Если изначально овладение устной речью и усвоение письма представлялись процессами, не связанными между собой, то более поздние исследования, на результаты которых опирается современная наука, установили многообразие проявлений нарушений речевого развития, которое потребовало исследования психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. В современной науке наиболее значимый вклад в изучение проблемы нарушения письменной речи внесли Р. И. Лалаева, Г. В. Чиркина, Л. Г. Парамонова, А. Н. Коренев, А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова, И. Н. Садовникова, Л. С. Цветкова, Л. Н. Ефименкова и др. В последние десятилетия исследованиями в этой области занимаются М. Н. Русецкая, Н. В. Разживина, О. Б. Иншакова, Е. А. Логинова, И. А. Прищепова, О. И. Азова и др.

Проведенные исследования убедительно доказывают, что своевременная профилактика и коррекционная работа, направленная на преодоление стойких расстройств письменной речи у младших школьников является необходимой мерой для предотвращения сложностей в усвоении учебного материала, сохранении и развитии навыков социальной коммуникации ребенка и формировании полноценной, социально адаптированной личности (Г. В. Чиркина [62], М. Е. Хватцев [59], Е. А. Логинова [31], Г. В. Литвинова [3], М. А. Полякова [43] и др.).

Объектом нашего исследования является процесс формирования операций языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией.

Предметом исследования является нарушение языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией и у детей с нормальным речевым развитием.

Целью нашего исследования является выявление сформированности функции языкового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с нарушениями навыков письма и чтения (по сравнению с обычными учениками) и анализ результатов проведения логопедической работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза у этой группы учащихся.

Проблема исследования: состояние языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с дисграфией и у детей с нормальным речевым развитием.

Гипотеза исследования: нарушение операций языкового анализа и синтеза у детей с дисгрфией обусловлено нарушением всех компонентов письма. Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи требует целенаправленной, дифференцированной организации коррекционно-развивающего процесса и соблюдении всех логопедических принципов.



ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗИ И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: