Условия овладения детьми навыками языкового анализа и синтеза

По мнению исследователей, для успешного формирования навыков чтения и письма у ребенка должны быть в достаточной мере сформированы: пространственные представления, зрительно-моторная координация, мелкая моторика, графомоторные навыки, развита слухоречевая, зрительная, моторная память, сформировано произвольное внимание, сукцессивные функции (воспроизведение последовательности движений, соблюдение последовательности во времени, пространстве, речи), достаточный уровень развития устной речи [45; 51;22; 59; 63; 69].

Исследователи отмечают, что нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться вследствие языкового недоразвития ребенка; языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Авторы указывают, что предпосылками анализа и синтеза являются сформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание. Сукцессивный способ восприятия подразумевает последовательный анализ и синтез сигналов и стимулов. Сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. Соответственно, при их недоразвитии ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом [18; 11; 8; 16; 57; 58]. Если сукцессивные функции развиты в соответствии с возрастной нормой, то процесс симультанизации проходит довольно легко. Любой навык на начальных этапах осваивается последовательно (сукцессивно), а затем воспроизводится целостно (симультанно). Это относится и к чтению: процесс увеличения языковых единиц происходит постепенно: от чтения по слогам к чтению целыми словами [11].

Выделяют следующие онтогенетические принципы формирования закономерностей умений и навыков у ребенка в норме (в соответствии с данными принципами идет и развитие сукцессивных функций): от простого к сложному; от конкретного к абстрактному (предмет - изображение - слово - символ); от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся; от общего к частному; от крупного - к мелкому (например, общие движения - мелкая моторика - артикуляторная моторика); поэтапность; сформированные умения переводятся в навык; вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализаторов [7; 8; 10; 11; 18].

С точки зрения психолингвистики письменная речь, а также овладение навыком письма также рассматривается как один из сложнейших, многоуровневых процессов. Первым и основным компонентом этого процесса определяют звуковой анализ слова, который предполагает умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Вторым компонентом, входящим в процесс письменной речи, исследователи считают операции соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой. Наконец, третьим звеном является перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания, реализуемые, в свою очередь, посредством комплекса последовательных движений.

Кроме того, психологический уровень овладения письменной речью включает ряд интеллектуальных, речемыслительных действий, посредством которых реализуется письменная деятельность. К ним относят: возникновение мотива к письменной речи; создание замысла (о чем писать?); создание на его основе общего смысла (что писать?); определение содержания письменной речи; регуляция деятельности и осуществление контроля над выполняемыми действиями [5; 6; 35; 54; 36].

В психофизиологическом (или сенсомоторном) уровне исследователи выделяют сенсо-акустико-моторный и оптико-моторный подуровни.

Сенсо-акустико-моторный подуровень обеспечивает «техническую» реализацию процесса письменной речи: процесс звукоразличения (операции акустического и кинестетического анализа звуков, анализа слова, выделение устойчивых фонем и артикулем); установление последовательности в написании букв в слове; наличие механизма слухоречевой памяти.

На оптико-моторном подуровне происходят сложные процессы перешифровки с одного кода языка на другой: со звука на букву; с буквы - на комплекс тонких движений руки. Авторы отмечают, что “весь этот ряд перешифровок предполагает перевод одного и того же звука в ряд различных форм его проявления – в моторные, оптические образы. При этом перешифровка звука в букву при письме и буквы в звук при чтении являются очень сложными процессами” [54, с.2].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: