Цель, задачи, методы, организация констатирующего исследования. Характеристика детей, участвовавших в исследовании

Целью контрастирующего исследования являлось выявление сформированности функции языкового анализа и синтеза у обучающихся начальных классов с нарушениями навыков письма и чтения по сравнению с обычными учениками.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

- разработка методики исследования уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- отбор учащихся в экспериментальную и контрольную группы;

- исследование уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей контрольной группы  и экспериментальной группы по разработанной методике;

- анализ результатов исследования и определение основных особенностей уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;

- разработка методических рекомендаций с учетом результатов исследования.

Гипотеза исследования: уровень развития навыка языкового анализа и синтеза у детей экспериментальной группы отличается от уровня развития данного навыка у детей контрольной группы.

В исследовании использовались следующие методы.

- Организационные методы: сравнительный, комплексный.

-Эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).

- Количественный и качественный анализ полученных данных.

- Интерпретационные методы.

В целях изучения состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент по выявлению нарушений, определяющих снижение качества письменной речи. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №391, г.Санкт-Петербург.

В исследовании принимало участие 26 учащихся в возрасте 9-10 лет, из которых были сформированы две равные группы. В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями письменной речи. Отбор детей проходил в сотрудничестве с учителями младших классов и логопедом школы. В контрольную группу вошли дети, не имеющие выявленных стойких нарушений письменной речи.

В ходе эксперимента у школьников изучалась устная и письменная речь (диктант, списывание печатного текста, синтез предложений из заданных слов, навык экспрессивной речи), уровень сенсомоторного развития и развития сукцессивных способностей.

Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу были отобраны младшие школьники с устойчивыми нарушениями письменной речи, рекомендованные педагогами, как слабоуспевающие по предмету - русский язык, допускающие ошибки при письме. В процессе формирования экспериментальной и контрольной группы со слов логопеда выяснилось, что большинство детей экспериментальной группы имеет характерные особенности волевой, познавательной, эмоциональной сферы или длительные проблемы со здоровьем. В контрольную группу были отобраны дети, не имеющие стойких нарушений в письменной речи и более успевающие в овладении программой школьного обучения.

На втором этапе констатирующего эксперимента осуществлялось экспериментальное исследование письменной речи по методике, составленной с учетом разработок А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой, Н.А. Поварёнкиной. Методика констатирующего исследования представлена в Приложении I.

Методика носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система оценки стандартизованы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого и эффективности коррекционного воздействия. Методика состоит из нескольких разделов, включающих в себя задания на исследование сукцессивных функций, слухового внимания, слухоречевой памяти, операций мышления, уровня сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слова, фонематического восприятия, навыка анализа предложения на слова и синтеза слов в предложении, навыка слогового и фонематического анализа и синтеза.

Для оценки успешности выполнения заданий в методике применена балльная система, которая позволяет, на основании общей суммы баллов, начисленных за ошибки, оценить степень выраженности нарушения. Так же методика позволяет охарактеризовать у ученика уровень сформированности контроля над процессом письма. По этому принципу оцениваются все виды указанных письменных работ (диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов).

Особенность данной методики определяется тем, что, одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды.

Материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается еще раз в начале 3 класса. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других – распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае – в начале нового учебного года.

Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.

Важное место при обследовании детей с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов.

Исследование процесса письма происходило на основе анализа письменных работ детей, в которых были определены количество и характер дисграфических ошибок.

Обследование детей проводилось в процессе специально организованных занятий. Результаты обследования фиксировались в протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

На третьем этапе осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: