Целью контрастирующего исследования являлось выявление сформированности функции языкового анализа и синтеза у обучающихся начальных классов с нарушениями навыков письма и чтения по сравнению с обычными учениками.
Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:
- разработка методики исследования уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;
- отбор учащихся в экспериментальную и контрольную группы;
- исследование уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей контрольной группы и экспериментальной группы по разработанной методике;
- анализ результатов исследования и определение основных особенностей уровня развития навыка языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией;
- разработка методических рекомендаций с учетом результатов исследования.
Гипотеза исследования: уровень развития навыка языкового анализа и синтеза у детей экспериментальной группы отличается от уровня развития данного навыка у детей контрольной группы.
|
|
В исследовании использовались следующие методы.
- Организационные методы: сравнительный, комплексный.
-Эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).
- Количественный и качественный анализ полученных данных.
- Интерпретационные методы.
В целях изучения состояния письменной речи у детей младшего школьного возраста был проведен констатирующий эксперимент по выявлению нарушений, определяющих снижение качества письменной речи. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №391, г.Санкт-Петербург.
В исследовании принимало участие 26 учащихся в возрасте 9-10 лет, из которых были сформированы две равные группы. В экспериментальную группу вошли дети с нарушениями письменной речи. Отбор детей проходил в сотрудничестве с учителями младших классов и логопедом школы. В контрольную группу вошли дети, не имеющие выявленных стойких нарушений письменной речи.
В ходе эксперимента у школьников изучалась устная и письменная речь (диктант, списывание печатного текста, синтез предложений из заданных слов, навык экспрессивной речи), уровень сенсомоторного развития и развития сукцессивных способностей.
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу были отобраны младшие школьники с устойчивыми нарушениями письменной речи, рекомендованные педагогами, как слабоуспевающие по предмету - русский язык, допускающие ошибки при письме. В процессе формирования экспериментальной и контрольной группы со слов логопеда выяснилось, что большинство детей экспериментальной группы имеет характерные особенности волевой, познавательной, эмоциональной сферы или длительные проблемы со здоровьем. В контрольную группу были отобраны дети, не имеющие стойких нарушений в письменной речи и более успевающие в овладении программой школьного обучения.
|
|
На втором этапе констатирующего эксперимента осуществлялось экспериментальное исследование письменной речи по методике, составленной с учетом разработок А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой, Н.А. Поварёнкиной. Методика констатирующего исследования представлена в Приложении I.
Методика носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система оценки стандартизованы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого и эффективности коррекционного воздействия. Методика состоит из нескольких разделов, включающих в себя задания на исследование сукцессивных функций, слухового внимания, слухоречевой памяти, операций мышления, уровня сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слова, фонематического восприятия, навыка анализа предложения на слова и синтеза слов в предложении, навыка слогового и фонематического анализа и синтеза.
Для оценки успешности выполнения заданий в методике применена балльная система, которая позволяет, на основании общей суммы баллов, начисленных за ошибки, оценить степень выраженности нарушения. Так же методика позволяет охарактеризовать у ученика уровень сформированности контроля над процессом письма. По этому принципу оцениваются все виды указанных письменных работ (диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов).
Особенность данной методики определяется тем, что, одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения детям дважды.
Материал, используемый для обследования в конце 2 класса, дается еще раз в начале 3 класса. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающих к концу учебного года, у других – распад сформированных стереотипов письма, обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае – в начале нового учебного года.
Полученные сведения позволяют проектировать индивидуальную программу коррекционной работы.
Важное место при обследовании детей с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов.
Исследование процесса письма происходило на основе анализа письменных работ детей, в которых были определены количество и характер дисграфических ошибок.
Обследование детей проводилось в процессе специально организованных занятий. Результаты обследования фиксировались в протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе осуществлялся качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.