Гостиница — это предприятие, которое работает в непрерывном режиме обслуживания, в ней постоянно должна поддерживаться чистота, равно как и на прилегающей к ней территории. Уборкой территории, двора, жилых, административно-хозяйственных помещений, номерного фонда постоянно и повседневно занята почти половина персонала гостиницы.
Для осуществления быстрой и высококачественной уборки с соблюдением всех санитарно-гигиенических и эпидемиологических норм гостиница должна располагать высококвалифицированным профессионально подготовленным персоналом; полноценным инвентарем и необходимыми уборочными материалами; современными видами уборочных машин и механизмов.
Выделяют следующие категории работ:
• уборка территории, прилегающей к гостинице;
• уборка площади центрального входа, вестибюля и некоторых по
мещений вестибюльной группы (гардероб);
137
• уборка мест общего пользования: лестниц, коридоров, холлов,
административных служебных и подсобных помещений;
|
|
• уборка номерного фонда (жилых номеров и узлов индивидуаль
ного пользования).
Работы выполняют горничные (убирают жилые номера), уборщики (коридоры, лестницы, холлы, вестибюли); уборщики производственных и служебных помещений, мастерских и технических служб.
В начале каждого рабочего дня руководитель звена горничных или дежурный по этажу получает информацию о состоянии номерного фонда от СПиР, на основе которой распределяет работу между горничными, заполняя наряды на уборку номеров. В них указываются номера комнат; количество комнат в номере; категория номера; характер выполняемых уборочных работ; расценка за уборку.
В наряде первыми указываются номера, поставленные на бронь, и свободные номера, так как в них в любое время могут поселить гостей; затем номера, освобождающиеся после выезда гостей, и в последнюю очередь номера, где надо провести текущую ежедневную уборку. В наряде также указываются дополнительные поручения горничной по подготовке номера (его особое убранство для новобрачных, букет цветов, бутылка вина для VIP-гостей и др.).
В отелях категорий «три, четыре и пять звезд» предоставляется такая услуга, как вечерняя подготовка номера. Она заключается в расстилании постели (отгибается уголок покрывала или одеяла, подушка ставится к спинке кровати), кладется карточкой © информацией о погоде ночью и на следующее утро; горничная включает вечернее освещение, закрывает шторы, на тумбочку рядом с кроватью кладет шоколадку или фрукты. Благодаря этому создается атмосфера, располагающая ко сну и отдыху. Одновременно горничная проверяет, все ли в порядке в номере, меняет полотенца, если ими пользовались, выбрасывает мусор.
|
|
Наряды (рабочие машины) вместе с ключами в начале смены передаются горничной. Затем горничная укомплектовывает тележку теми предметами, которые ей понадобятся в течение рабочего дня: постельное белье для пяти-шести номеров, полотенца, наборы гостевых принадлежностей (информационные материалы, иголки с нитками и др.).
Горничная снабжается различными уборочными материалами: для поддержания блеска полированных поверхностей мебели; чистки ковров и ковровых покрытий; мытья мраморных, мозаичных, паркетных, дощатых и других полов, стекол, санузлов; чистки медных, латунных, бронзовых изделий; удаления пыли пылесосами или шлангами централизованной системы пылеудаления.
Горничная может иметь одну или две тележки. В последнем случае одна тележка используется для транспортировки средств, необходимых для уборки, вторая — двухъярусная — для белья: наверх
138
кладутся комплекты чистого белья, вниз — грязное белье в полиэтиленовых мешках.
При использовании одной тележки грязное белье складывается в один мешок, мусор — в другой. Сверху на тележку устанавливается корзинка, в которой находятся моющие средства, тряпки, губки, перчатки. Такая тележка оборудована подставкой для пылесоса. Она может иметь электропривод для облегчения труда горничной.
При выполнении уборочных работ соблюдаются следующие правила:
• поэтажный персонал должен как можно реже попадаться на гла
за проживающим;
• уборочный инвентарь и инструменты нельзя оставлять в местах
общего пользования;
• при уборке номера дверь в него должна быть открыта, но вход
перекрыт рабочей тележкой;
• горничная обязана докладывать о подозрительных клиентах (не
ночевал в номере, мало багажа);
• горничная должна уметь правильно войти в номер, вежливо и
четко ответить на вопросы проживающего (даже на иностранном
языке).
Горничной запрещается:
• закрываться в номере;
• отвлекаться на личные дела во время работы;
• открывать двери номера гостям, забывшим ключи в номере, или
рабочим;
• пользоваться туалетом, ванной и другим оборудованием номера;
• курить в номере;
• сидеть в номере с гостями или без дела;
• убирать бумаги с письменного стола.
Перед тем как зайти в номер, горничная стучится три раза и произносит: «Служба уборки». Если в номере находится постоялец, горничная осведомляется, может ли она начать уборку в его присутствии или следует зайти позже. Работу российских горничных осложняет то обстоятельство, что в отелях совпадают часы заезда и выезда.
Горничные работают посменно, как правило, в две смены: утреннюю и вечернюю, в крупных гостиницах существует еще и ночная смена.
Утренняя смена осуществляет основную долю уборки номерного фонда. Вечером убираются номера «позднего выезда», производится вечерняя подготовка всего номера. В ночное время горничная убирает номер в экстренных случаях, например, если гость что-нибудь пролил, разбил.
Число номеров, убираемых одной горничной в течение смены, зависит от средней загрузки гостиницы, традиционных сезонных и еженедельных ее колебаний; площади номеров, раздельных или совмещенных санузлов в них; наличия дополнительных площадей (бал-
139
кон); материалов, которыми отделаны помещения номера; количества мебели и материалов, из которых она изготовлена; декоративных элементов и аксессуаров в интерьере; ассортимента комплектации и др.
Норма убираемых номеров за рабочий день в разных отелях варьируется. В гостиничной сети «Шератон» — это 14... 17 номеров за восьмичасовую рабочую смену (7 ч работы плюс 30 мин на обед и по 15 мин на кофе утром и вечером). Горничная должна в среднем убрать 10... 13 номеров за смену в отелях высокой категории и до 20 номеров в отелях экономкласса.
|
|
Среднее время, затрачиваемое горничной на уборку номера, составляет 20...30 мин.
В конце смены дежурный по этажу или руководитель звена горничных принимает отчеты о выполнении задания, собирает информацию о неисправностях в номерном фонде, проверяет состояние номеров.
Различают следующие виды уборки жилых номеров: текущая ежедневная, промежуточная, после выезда гостя, генеральная, вечерняя.
В соответствии с требованиями санитарных норм и правил ежедневная текущая уборка жилых номеров проводится в такой последовательности:
• номер проветривается в течение 20... 30 мин (зимой открывает
ся форточка, летом — окна);
• моется оставленная гостем посуда и накрывается чистым поло
тенцем до конца уборки или убирается в сервант; остатки пищи
складываются на тарелку и убираются в холодильник; если еда зака
зывалась в номер, то подносы и столики, даже если на них осталась
пища, убираются из номера;
• далее горничная приступает к уборке постели: снимает и пере
вертывает наматрасник, встряхивает и расстилает простынь так,
чтобы один ее край был подвернут под наматрасник, стелит одея
ло, расправленное в пододеяльнике, взбивает подушки и кладет их
к изголовью кровати, которую закрывает одеялом с пододеяльни
ком (обязательно закрывая подушки), затем все накрывает покры
валом так, чтобы рисунок, если он есть на нем, был четко по цент
ру кровати;
• удаляется пыль с мебели, телевизора, телефона, холодильника,
радиоприемника, письменного стола и предметов, находящихся на
нем. Пепельницу после удаления из нее мусора промывают и выти
рают насухо. Слегка влажной тряпкой протирают телефонный аппа
рат, настольную лампу, сухой — книги, журналы, лежащие на столе.
Ящики письменного стола, если в них нет личных вещей прожива
ющего, вытряхивают и протирают влажной тряпкой снаружи и из
нутри. Загрязненная папка с рекламными и информационными ма
териалами заменяется на новую;
|
|
140
• удаляется пыль из ковра, прикроватного коврика, напольного покрытия.
Во время уборки категорически запрещается вставать на столы, диваны, кресла и прочую мебель. При обнаружении повреждений или испорченного белья по вине проживающего горничная сообщает об этом дежурному по этажу. Номера в этом случае убираются только после прихода гостя и разрешения конфликта.
Завершается уборка приведением в надлежащий порядок санузла. Перед этим горничная должна надеть резиновые перчатки и клеенчатый фартук. Ежедневная уборка санузлов в номерах в соответствии с требованиями санитарных норм и правил производится в следующей последовательности: удаляется мусор из мусорной корзины; затем на раковину, ванную, биде, унитаз наносится моющее средство с антисептическими свойствами; моется навесная полочка, зеркала, полотенце-сушитель, протираются стены, полы; мытье осуществляется по часовой стрелке, чтобы не оставлять необработанных участков; обрабатываются ручки входной двери; ванная, раковина, унитаз и другое оборудование ополаскиваются водой и вытираются насухо; проверяется наличие туалетной бумаги, мыла, исправность розетки для фена и бритвы, чистота полотенец (при необходимости их заменяют на чистые).
После окончания уборки санузла горничная снимает перчатки, дезинфицирует руки, раскладывает на туалетной полочке стаканы по числу проживающих в номере и необходимый набор туалетных предметов (гель для душа, шампунь, мыло, зубная щетка и паста, тапочки, салфетки, туалетная бумага с резервным рулоном и др.).
Далее горничная вывешивает полотенца для каждого гостя: не менее двух в гостиницах категорий «одна» и «две звезды»; не менее трех — «три звезды», не менее пяти — «четыре» и «пять звезд», выкладывает полиэтиленовые пакеты для белья, вещей, сдаваемых гостем в стирку и химчистку. В конце уборки горничная проверяет исправность бытовой аппаратуры.
Смена белья производится в сроки, указанные в Порядке проживания в гостинице. Для этого на этажах рекомендуется иметь 20 % запаса белья от общего числа мест.
Кроме стандартов уборки существуют стандарты комплектности номера. Так, в соответствии со стандартом «Шератон» в номере обязательно должны быть гель, шампунь, кондиционер и два вида мыла, причем только косметической линии Avalon&Gray. Вся печатная продукция маркируется логотипом гостиничной цепи с надписью «Только для гостей» (даже туалетная бумага).
В жилых номерах допустимы некоторые отступления от корпоративных стандартов. Скажем, если гость переставил мебель так, как ему удобно, то горничная ничего не меняет, комфорт гостя — это главное. Ничего из вещей клиента не вешается в шкаф и не убирается в чемодан — все остается на месте, лишь аккуратно складывается.
141
В целях постоянного содержания номеров в образцовом санитарном состоянии в них проводится промежуточная уборка во второй половине дня, когда гость отсутствует. Выполняются следующие работы:
• приводится в порядок обеденный стол;
• удаляется мусор из пепельницы, корзинок;
• если гость отдыхал, убирается постель;
• моется ванная, если гость пользовался ею в течение дня, и за
меняются полотенца.
Уборка номеров после выезда постояльцев проходит в той же последовательности, что и ежедневная текущая, но имеет несколько особенностей. Во-первых, меняется постельное белье и полотенца, информационные материалы. Во-вторых, горничная проверяет, не оставил ли гость свои вещи и, если это случилось, передает их старшей горничной или руководителю службы.
Целью генеральной уборки является охват тех объектов и мест жилого фонда, которые не подвергаются ежедневной уборке.
Генеральная уборка проводится систематически, по мере необходимости, но не реже установленной периодичности, а именно:
• еженедельно протираются насухо отжатой тряпкой паркетные
полы; обрабатываются пылесосом матрасы, перины, подушки, шерс
тяные одеяла, мягкая часть мебели; моются оконные блоки с под
оконниками;
• не реже одного раза в месяц натираются специальными масти
ками линолеумные и паркетные полы, моются холодильник, двери,
батареи, картины, потолочные светильники;
• каждые два месяца осуществляют влажную протирку поверхно
стей стен, обметают потолок, меняют шторы, покрывала, протира
ют карнизы, чистят вентиляционные решетки.
• не менее двух раз в год моются окна.
Последовательность уборки номеров: забронированные в объеме
текущей ежедневной уборки, затем они незамедлительно сдаются в СПиР, все остальные.
При уборке номера горничные соблюдают определенную последовательность: спальня, гостиная, кабинет, прихожая, санузел.
Если в гостинице есть химчистка или прачечная, то в обязанности горничной входит забирать из номера вещи, которые клиент хочет постирать или почистить, и передавать их в соответствующую службу.
В работе горничных возникают нестандартные ситуации, поэтому некоторые из них моделируются и разбираются на тренингах и вырабатывается модель поведения. Нередко случается, например, что гость оставляет в номере деньги. Горничная при их обнаружении должна сделать в своей рабочей распечатке пометку: в номере в таком-то месте лежит такая-то сумма, а также сообщить своему руководителю, который, в свою очередь, докладывает службе безопасности.
142
Профпригодность горничных определяется в течение испытательного срока (до трех месяцев). Гостиница и претендентка могут без каких бы то ни было объяснений расстаться друг с другом в первые три дня. Возрастные ограничения для горничных во всех отелях от 25 до 40—45 лет.