Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта у умственно отсталых младших школьников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

РОМАН НАТАЛИИ ГЕОРГИЕВНЫ

направление подготовки 44.03.03.Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О-16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

К защите допускаю: Заведующая кафедрой С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………… 6
1.1. Проблема формирования эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной научно-методической литературе……………………………..   6
1.2. Развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе…..………………… 15
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 22
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………………………………………………..   24
2.1. Особенности формирования эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………….. 2.2. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью…………………………   24   32
2.3. Коррекционная работа по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста……………….   37
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………….…………….….. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..……

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….

46
50

ВВЕДЕНИЕ

Специальная педагогика ставит приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью социальную адаптацию. Важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны.

Психическая жизнь человека представляет собой сложный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера.
В работах П.К. Анохина, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей она рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной и мотивационной сферами личности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям реальной действительности.

Термин «эмоциональный интеллект» (1990 г.) ввели П. Саловей и Дж. Мейер, которые определяли его как способность понимать собственные
и чужие эмоции и чувства. В структуру эмоционального интеллекта П. Саловей
и Дж. Мейер включали следующие компоненты: распознавание эмоций, повышение эффективности деятельности посредством эмоций, осмысление эмоций, регуляция эмоций.

Актуальность данной работы заключается в том, что важным фактором эффективной социальной адаптации является развитие познавательного и эмоционального интеллекта. Ситуация как в отечественной, так и в зарубежной дефектологии сложилась таким образом, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей изучены глубоко и основательно, в то время как своеобразие эмоционального компонента психики освещено недостаточно. Это обстоятельство негативно сказывается на эффективности коррекционно-педагогического процесса.

По словам А.Н. Леонтьева именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования эмоционального интеллекта, когда происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Это свидетельствует о необходимости изучения эмоционального развития умственно отсталых учащихся, поиску методов диагностики и видов коррекционной работы. Таким образом, на сегодняшний день проблема развития эмоционального интеллекта ребенка с умственной отсталостью приобретает свою актуальность.

Существенный вклад в изучение эмоционального развития при умственной отсталости внесли работы А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Намазбаевой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Л. Рубинштейна, О.Е. Фрейерова и многих других специалистов. Учеными доказана зависимость эмоционального компонента психики от социальной ситуации в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью, раскрыты особенности его взаимодействия с познавательной сферой, определено место эмоциональных нарушений в структуре интеллектуального дефекта.

Методологически значимыми при разработке вопросов, связанных с развитием личности и эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, являются:

– учения о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна);

– теоретические положения и модели эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д.Р. Карузо, О.В. Лунева, Д.В. Люсина, Дж. Мейера, П. Сэловей);

– исследования эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей и подростков (О.К. Агавеляна, Е.П. Кистенева, М.В. Плещакова, Е.В. Хлыстова).

Цель исследования – изучение формирования эмоционального интеллекта у умственно отсталых младших школьников.

Исходя из цели исследования, следует решить следующие задачи:

1. Рассмотреть современное состояние изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых детей в отечественной науке
и за рубежом.

2. Теоретически изучить развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе.

3. Выявить особенности формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых младших школьников.

4. Описать содержание коррекционной работы по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования эмоционального интеллекта.

Предмет исследования – эмоциональный интеллект у младших школьников с умственной отсталостью.

Методы исследования:

– теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы ___ страниц, включая приложение.

Апробация.






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Проблема формирования эмоционального интеллекта
в отечественной и зарубежной научно-методической литературе

Факт существования эмоциональных процессов и их роль в познании были описаны еще до выделения психологии в самостоятельную науку. Понятие «эмоциональный интеллект» соединяет в себе два других – эмоции и интеллект, которые в таком сочетании выводят некую единую формулировку происходящих в личности социально-когнитивных процессов, связанных с наложением эмоций на познавательную деятельность субъекта [29].

Сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» вызвало много споров и дискуссий в научном сообществе. Появлению термина «эмоциональный интеллект» предшествовало постепенное изменение взглядов на соотношение эмоциональных и интеллектуальных процессов.

Исследования проблемы эмоционально-когнитивного взаимодействия прослеживаются в ранних работах античных философов, которые выделяли эмоции и разум в отдельные сферы. Также подчеркивалось доминирование разума над эмоциями (Платон, Сократ, Аристотель). Впервые в период античности происходит обособление эмоций как особой сферы психической жизни. Наблюдаются первые попытки рассмотрения взаимосвязи когнитивной и аффективной сфер психики человека [18].

В дальнейшем изучение взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер наблюдаются в учениях представителей рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза) где закладываются основы когнитивного подхода к проблеме эмоций. Противоположной точки зрения придерживался французский мыслитель XVIII в. Ж-Ж. Руссо, который считал, что образование должно быть направлено эмоциями, а не ограничиваться рамками логики
и рассудка [24].

По мере развития психологических знаний в рамках философии, наблюдается активизация эмпирических исследований в области мышления и эмоций. В 1908 г. впервые в истории философии и психологии была предложена модель, предполагающая взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер психики, являющаяся очень близкой по содержанию к понятию «эмоциональный интеллект». Немецкий ученый Г. Мейер опубликовал книгу «Психология эмоционального мышления», где предложил классификацию видов мышления и систематизировал их наиболее существенные признаки. Он выделил «судящее» (логическое) и «эмоциональное» мышление, которое тесно связано с эмоциональной сферой человека. Исследования Г. Мейера доказали важность «эмоционального мышления» в умственной деятельности человека [21, с. 123].

Дж. Мейер как представитель зарубежной истории изучения взаимодействия аффективных и когнитивных компонентов психики выделил пять временных отрезков, в каждом из которых происходит качественное изменение взаимовлияний этих компонентов друг на друга:

1) в 1900-1969 гг. исследования эмоций и интеллекта были относительно обособлены;

2) в 1970-1989 гг. в центре внимания исследователей находилось взаимное влияние когнитивных и эмоциональных процессов;

3) в период 1990-1993 гг. эмоциональный интеллект был определен в качестве предмета психологического исследования;

4) в 1994-1997 гг. концепт был популяризирован;

5) с 1998 г. по настоящее время происходит прояснение сущности феномена [5].

Периодизации развития и становления понятия эмоционального интеллекта Дж. Мейера была дополнена другим исследователем в области эмоционального интеллекта – О.А. Айгуновой. Предложенная ею периодизация включает отечественную линию исследований по проблеме. О.А. Айгунова считает необходимым дополнить периодизацию более ранними работами отечественных ученых, содержащими исследования по проблеме взаимовлияний когнитивной и аффективной сфер психики.

1-й этап – философский – включает взгляды античных мыслителей на проблему аффективно-когнитивных взаимодействий.

2-й – этап начала эмпирических исследований, охватывающий период с конца XIX в. до начала ХХ в., это работы Э. Блейера, Ч. Дарвина, У. Джеймса, П. Жане, Н. Ланге, Г. Майера, Т. Рибо.

На 3-м этапе подчеркнуто дифференцированное изучение эмоциональной и когнитивной сфер, автор выделяет три направления исследований: психология эмоций, психология интеллекта и отечественные исследования.

4-й этап характеризуется автономным изучением эмоционального интеллекта; так же, как и в периодизации Дж. Мейера, в центре внимания находятся взаимные влияния когнитивных и эмоциональных процессов. Но в данном случае рассмотрены, кроме зарубежных исследований, и работы отечественных ученых.

На 5-м этапе отмечается начало глубинного изучения феномена эмоционального интеллекта.

По мнению О.А. Айгуновой, прояснение сущности феномена происходит в трех разных направлениях: научном (в работах таких ученых, как Т.П. Березовская, С.П. Деревянко, Д.В. Люсин, Дж. Мейер, М.А. Манойлова, П. Сэловей и другие), «популистическом» (Г. Бук, Д. Гоулман, С. Стейн и другие), в русле социального интеллекта (О.П. Джон, С. Космитский, Р. Риггио, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и другие) [1].

Можно обобщить что, в начале ХХ в. исследования когнитивных и аффективных аспектов психики характеризовались относительной обособленностью. Изначально в исследованиях интеллекта не выделялись различные его виды.

В 20-х гг. ХХ в. автор двухфакторной модели интеллекта Ч. Спирмен предположил, что успешность любой интеллектуальной работы определяется, во-первых, неким общим фактором, генеральной способностью (фактор G), и, во-вторых, еще одним фактором, являющимся специфическим для того или иного вида деятельности (фактор S) [42].

В дальнейшем была построена иерархическая модель интеллекта, где между факторами G и S существовали так называемые групповые факторы – это арифметические, механические, вербальные и лингвистические способности. Данная теория подверглась критике и в скором времени начали появляться и обсуждаться многофакторные теории интеллекта. Л. Терстоун (1938 г.) отрицал существование общей, генеральной основы интеллектуальной деятельности и считал, что интеллектуальный акт является результатом взаимодействия множества отдельных различных факторов. По мнению Л. Терстоуна, интеллект обладает функцией регуляции потребностно-аффективной сферы [9].

Далее развитие представлений о структуре интеллекта продолжалось по пути ее дифференциации, постепенно утверждается мнение о множественности сторон интеллекта. В начале 30-х гг. ХХ в. была создана иерархическая модель интеллекта Ф. Вернона. Позднее ученым Р. Кеттеллом так же, как и Ф. Верноном, спирменовский генеральный фактор был разделен на две части. Р. Кеттелл выделил две стороны в работе интеллекта: одна из них обусловливается влияниями окружающей среды, другая – особенностями строения и функционирования головного мозга [42].

В 1920 г. Э. Торндайк и Ч. Хант выделили такую часть интеллекта, как социальная. Социальный интеллект – это способность понимать других и действовать или вести себя мудро по отношению к окружающим [20, с. 19].

Таким образом, этап дифференцированного изучения когнитивных и аффективных аспектов психики продолжался до середины ХХ в.

В 50-е гг. XX в., Д. Векслер в процессе изучения интеллектуальных способностей пришел к выводу, что большое значение при исследовании человеческой личности имеют «эмоциональные факторы», которые не могут быть измерены IQ-тестом, и настаивал на включении неинтеллектуальных элементов общих способностей в каждое полное измерение. При этом под неинтеллектуальными элементами ученый подразумевал не только общую работоспособность психики, но и ее аффективно-регулятивные компоненты, благодаря которым человек на протяжении более длительного времени может заниматься решением значимой для него проблемы [2, с. 22].

Этап подчеркнуто дифференцированного изучения эмоциональной и когнитивной сфер сменяется этапом начала автономного изучения эмоционального интеллекта. Начинается данный этап на рубеже 60-70-х гг. и заканчивается в конце 80-х гг. ХХ в. В центре внимания находятся особенности взаимного влияния когнитивных и эмоциональных процессов.

В 1980 г. клинический физиолог Р. Бар-Он начал исследование вопроса достижения людьми общего эмоционального здоровья и благосостояния. Ученый рассматривал эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [31, с. 33].

Он выделил пять сфер компетентности, которые, по мнению Д.В. Люсина, можно отождествлять с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

1. Познание себя: осознание своих эмоций; уверенность в себе; самоуважение; самоактуализация; независимость.

2. Навыки межличностного общения: эмпатия; межличностные взаимоотношения; социальная ответственность.

3. Способность к адаптации: решение проблем; связь с реальностью; гибкость.

4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу; контроль импульсивности.

5. Преобладающее настроение: счастье; оптимизм.

На основе данной модели был создан опросник EQ-i или эмоциональный коэффициент [20].

Позднее Г. Гарднером (1983 г.) была сформулирована теория множественных интеллектов, где – описание внутриличностного и межличностного интеллекта. Внутриличностный интеллект понимается как доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением [1].

Затем в 1985 г. Р. Стернберг выделил практическое мышление как способность адаптироваться, изменять или переделывать ситуации, возникающие в реальной жизни [34].

Началом периода глубинного изучения эмоционального интеллекта можно считать 1990 г., когда Дж. Майер и П. Сэловей опубликовали первую исследовательскую работу, в которой дали определение термина «эмоциональный интеллект», а также предложили методику его измерения (EQ). В ней они привели доказательства в пользу того, что эмоциональный интеллект является одним из основных видов интеллекта.

В отечественной психологии идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомирова.

Так, уже в начале 1930-х годов Л.С. Выготским была обозначена проблема изучения порядка и связей, как самих аффектов, так и связей, объединяющих эмоции с более сложными психологическими системами, которую он определил как главную задачу научной психологии. Глубинный смысл задачи определялся необходимостью построения нового учения о психике человека как целостного и развивающегося существа во всей полноте его жизни. Л.С. Выготский указывал на единство аффекта и интеллекта, отмечая, что один из коренных пороков традиционной психологии это и есть отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной [11].

Тема взаимовлияния эмоциональных и когнитивных процессов в структуре человеческой психики была продолжена С.Л. Рубинштейном (1940-60 годы), который считал, что мышление как психический процесс является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция – единством эмоционального и интеллектуального [17].

Другой отечественный ученый А.Н. Леонтьев выдвинул положение о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Источником эмоций признается смысловое образование. Функцией эмоций является представление личностных смыслов в сознании субъекта, на основе чего происходит регуляция деятельности, т.е. эмоции сигнализируют нам о личностном смысле происходящих событий [35].

Таким образом, методологические основы отечественной психологии о единстве познавательных и эмоциональных процессах, заложенные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в 30х-60х годах ХХ века, позволили российским психологам в 1970-х годах заняться их практическим подтверждением путем экспериментально-психологических исследований эмоциональной регуляции мыслительной деятельности. Предположение об их продуктивном взаимодействии доказывалось во множестве исследований 70-80-х гг. ХХ в.

Результатом отражения этих практических работ явился труд О.К. Тихомирова «Психология мышления», впервые опубликованный в 1982 году. Рассуждая о месте эмоций в структуре мыслительной деятельности, ученый приходит к выводу, что понятие «эмоциональное мышление» Г. Майера очень близко понятию «практическое мышление», принятое в отечественной психологической литературе [35].

Вплотную к понятию эмоциональный интеллект подошел в своем диссертационном исследовании «Эмоции в структуре мыслительного процесса» Нго Конг Хоан, который исследовал взаимообусловленность эмоциональных и мыслительных процессов, определяющих эффективность интеллектуальной деятельности человека [25].

Во второй половине 90-х годов выходят статьи А.В. Брушлинского, А.А. Бодалева, Г.Г. Гарсковой и другие, в которых авторы возвращают внимание ученых к проблемам взаимодействия когнитивных и эмоциональных процессов. В частности А.В. Брушлинский называет такое взаимодействие «взаимопроникновением», а Г.Г. Гарскова прямо указывает на актуальность введения термина «эмоциональный интеллект». Таким образом, к началу 90-х гг. ХХ в. отмечается тенденция к интеграции психологических явлений.

Особо следует отметить вышедшую в 1996 году монографию «Психология деятельности и способности человека» В.Д. Шадрикова, в которой большое внимание уделено вопросу соотношения способностей и эмоций человека [36].

В частности, структура познавательных способностей была дополнена В.Д. Шадриковым понятием «духовные способности», а механизм функционирования обозначен единством гeнетически обусловленных и прижизненно сформированных образований. Продолжая анализировать проблему взаимосвязи эмоций и интеллекта, в другой своей работе – «Ментальное развитие человека», российский ученый выводит понятие духовных способностей как способностей направленных на познание других людей, которые определяют успешность поведения, причем отмечает, что «…важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия» [37, с. 269].

Таким образом, термин «духовные способности», предложенный В.Д. Шадриковым, аналогичен понятию «эмоциональный интеллект» у зарубежных исследователей того же временного периода.

Такой же точки зрения в определении эмоционального интеллекта придерживается И.Н. Андреева, которая, неоднократно обращаясь к проблематике исследования эмоционального интеллекта, вслед за В.Д. Шадриковым, определяет эмоциональный интеллект как системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации. Исходя из этого, в иерархической структуре эмоционального интеллекта мы можем выделить три компонента: интеллект индивида, интеллект субъекта деятельности и интеллект личности [5].

Особое внимание заслуживает многолетняя работа Д.В. Люсина по разработке собственной модели эмоционального интеллекта, а также созданию методики по измерению указанной способности (опросник ЭмИн, 2006 г.). Вывод, сделанный ученым после изучения двух основных подходов к измерению эмоционального интеллекта, а также анализа психометрических свойств самих методик заключается в следующем: так как они слабо коррелируют друг с другом, то оптимальным для оценки эмоционального интеллекта в практической и исследовательской работе будет одновременное использование разных методических средств [19].

Отечественные исследования в области эмоционального интеллекта продолжаются и в настоящее время, что продиктовано необходимостью развития теоретической базы психологической науки, так и актуальными запросами практической работы психологов.

В 2009 году Институт психологи РАН издает книгу «Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям». В книгу вошли статьи Д.В. Ушакова, И.Н. Андреевой, С.П. Деревянко – раздел «Теоретические подходы и экспериментальные исследования». Особое внимание в данном разделе уделено результатам экспериментальных исследований в области социального и эмоционального интеллектов. Во второй раздел «Прикладные аспекты и методы измерения» вошли описания и анализ существующих на сегодняшний день методик по измерению эмоционального интеллекта.

В 2012 году выходит книга И.Н. Андреевой «Азбука эмоционального интеллекта», в которой автор, анализируя исторический аспект в изучении соотношения эмоций и интеллекта в свете их единства, большое внимание уделяет современному пониманию эмоционального интеллекта, приводит различные определения этого понятия, классифицирует зарубежные и отечественные модели эмоционального интеллекта. Отдельная глава посвящена вопросам гендерных различий в сфере эмоционального интеллекта [5].

Эмоции как важнейшие компоненты мыслительной деятельности рассматривал в своих работах А.В. Брушлинский. По его мнению, роль эмоций в мыслительной деятельности различна, они могут как способствовать, так и препятствовать мышлению. Автор говорит о том, что обнаружить специфику взаимоотношений между когнициями и эмоциями можно только в том случае, если имеется понятийный аппарат, который позволяет выявить явления, не принадлежащие ни только мышлению, ни исключительно эмоциям [2, с. 33].

По мнению А.В. Брушлинского, должен иметь место понятийный аппарат, позволяющий выявить единицы, которые мы не сможем отнести ни к мышлению, ни к эмоциям. Такие единицы могут быть описаны внутри психической деятельности с помощью «интерпроцессуальных» понятий, каким и является эмоциональный интеллект [5].

На сегодняшний день принято использовать широко разрекламированный американскими психологами термин «эмоциональный интеллект», тем не менее, в среде отечественных ученых неоднократно предлагались к использованию различные варианты названий указанного явления: «эмоциональное решение задачи», «духовные способности», «практическое мышление» и другие.

Анализ теоретических предпосылок возникновения феномена эмоционального интеллекта, изучение исторического аспекта в развитии эмоционально-когнитивных взаимовлияний позволили нам рассмотреть объективные закономерности появления в терминологии психологической науки нового понятия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: