Программные требования к уровню сформированности социокультурной компетенции в начальной школе

Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве программных требований к результатам изучения иностранного языка в начальной школе определяет:

− овладение базовыми навыками устной и письменной коммуникации с носителями языка на основе развитых на данном этапе способностей и знаний речевого/неречевого этикета;

− начальное знание основ лингвистики, необходимых для освоения иностранного языка;

− расширение страноведческого и культурологического кругозора;

− развитость толерантности к носителям иного языка и культуры на уровне понимания фактов данной культуры детьми малого школьного возраста.

Требования ФГОС также имеют три основных подраздела: личностный, метапредметный и предметный.

На уровне личности у учеников начальных классов должна сформироваться мотивация к саморазвитию, расширению спектра знаний и открытость обучению, а также наличие индивидуально-личных ценностей, осознание важности социальной ориентированности и гражданственности. Не менее важным аспектами считаются готовность вы слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. [фгос]

Предметный уровень предполагает в качестве идеального результата наличие у учащегося знаний и умений, касающихся конкретно предмета «иностранный язык», таких как восприятие, преобразование, применение материала.

На метапредметном уровне учащийся начальных классов уже должен овладеть на базовом уровне теми видами образовательных компетенций, которые способствуют постижению знаний, посредством освоения универсальных учебных действий. Например, овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления, решать проблемы творческого и поискового характера, определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, их связи. [фгос]

В соответствии с ФГОС к развитию социокультурной компетенции как основополагающего фактора качественного освоения иностранного языка и культуры стран его распространения актуальными являются следующие учебные действия: личностные (знание нравственных норм и умение определять их наличие в поведении, оценка правильности действий на уровне морали), регулятивные (самооценка, самоконтроль, способность к преодолению препятствий), познавательные (восприятие, извлечение и структурирование необходимой информации), коммуникативные (мотивированность к совместной деятельности в учебных целях, точное и полное выражение собственных рассуждений в соответствии с коммуникативной задачей) и универсальные (совмещающие в себе все вышеуказанные и дополненные элементарными знаниями культурологии, истории, предполагающие готовность понимать ментальность и особенности поведения носителей изучаемого языка).

Формирование социокультурной компетенции представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на ученика с целью развития у него уважения и понимания ценностей иной культуры, мировоззрения, традиций, особенностей поведения её носителей.

Ранее говорилось о составе сформировавшейся социокультурной компетенции, однако в начальных классах ученики ещё находятся на ступени ознакомления с иноязычной культурой, в связи с этим для данного уровня формирование социокультурной компетенции предполагает:

Социокультурные знания:

− вербальные (приветствие, прощание, ведение беседы, выражение благодарности, интереса или недовольства) и невербальные нормы этикета (жесты, интонации, язык взгляда, позы, дистанции);

− географические (расположение стран, важность влияния на них культур соседних стран, столицы, знаменательные места, достопримечательности и важные характеристики относительно ландшафта, выращиваемых культур и производства);

− социокультурного образа стран-носителей языка (значимые события в культуре, деятели, искусство, традиции, обычаи, праздники, колорит).

Социокультурные умения:

− соотносить культуру родной и иной страны, определять аналогичность/безэквивалентность их явлений, воспринимать различия как норму и становиться ретранслятором родной культуры, находя сбалансированную позицию между родной и иностранной культурой;

− прогнозировать восприятие и поведение носителей языка и культуры;

− преодолевать и разрешать социокультурные конфликты;

− владеть знаниями типичных социальных ролей и выбирать подходящий стиль общения;

− использовать уместные ситуации общения речевые формулы аналогичные аутентичным;

− уметь переводить социокультурно окрашенный материал на родной язык;

− строить коммуникативное поведение в соответствии с культурными нормами страны изучаемого языка;

− грамотно устанавливать контакт с представителями изучаемой культуры, устанавливать отношения сотрудничества и излучать доброжелательное толерантное отношение;

− анализировать и интерпретировать информацию, способствующую корректному взаимодействию между носителями соизучаемых культур.

Все вышесказанное дает нам возможность прийти к выводу, что сформированная социокультурная компетенция у учащихся начальной школы представляет собой как лингвострановедческую подкованность, так и развитие высоких общечеловеческих моральных качеств и осознания собственной общественной и гражданской ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: